Ваш регион

+18°

днем +25°

вечером +19°

USD

93.44

EUR

99.58

Понедельник

22 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

22 апреля

21 апреля

Новости / Персоны4 января 2013

«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей

Магнитогорск. 12 января Александру Добчинскому исполнится 60 лет. Он родился в один день с Джеком Лондоном. Родился не в Америке – в Магнитке. 12 января – 40 лет его творческой деятельности, которая продолжается и по сей день. В этот день Добчинский ждет всех своих друзей на юбилей. А мы предлагаем своим читателям очерк о юбиляре, написанный много лет тому назад…

11809 просмотров 80

12 января в концертном комплексе «Партнер» (пр. Маркса, 126) состоится творческий вечер единственного в городе кандидата филологических наук по журналистике, члена Союза журналистов СССР и основателя школы юных журналистов при МГУ имени М.В. Ломоносова, президента городской шахматной федерации, активиста хоккейного движения «Горячий лед», поэта и композитора Александра Добчинского, посвященный его 60-летию и 40-летию его творческой деятельности.

«Новые, известные песни, голоса друзей».
«Шестьдесят – это все-таки мало»!
Начало в 15 часов. Приглашаются все, кто пожелает.
Вход самый свободный.
8 902 868 03 43

«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей

СЫН МАГНИТКИ
Очерк - размышление Юрия Кормильцева

Этот очерк написан несколько лет назад, но образ, идеи, заложенные в нем, не устарели, ибо не устарели нравственные принципы главного героя, его вера в человека, надежда на будущее и страстное желание идти вперед.

Имя А.А. Добчинского на слуху у многих уже десятки лет. Магнитогорцы знают его в самых общих чертах: есть такой отчаянно смелый журналист и политик, не боящийся выдавать правду любому из нас. Недоброжелатели плодят о нем чудовищные байки, умышленно раздувая естественные слабости этого универсального журналиста, опыт работы которого обобщен в альма-матер – знаменитом МГУ имени М.В. Ломоносова.

Мы, газетчики, редко «опускаемся» до того, чтобы живописать историю жизни коллег. Как-то не принято славословить собратьев. Мы, «расслабляясь», вспоминаем курьезные эпизоды своей окаянной профессии, ржем над нелепыми ситуациями, а еще больше друг над другом. И в то же время вспоминаем, в каких сложных условиях порой приходится добывать правдивую информацию. Отсмеявшись, мы не говорим комплименты собрату, но отчетливо сознаем, сколько ума и терпения отдано, чтобы добыть «кусочек истины». Лишь позже мы говорим о таком: «Старик,  что ты хочешь, это же профессионал!».

О профессионале Добчинском хочу рассказать, следуя его неизменному правилу: «Ничего, кроме правды»!

«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей

- Знаешь, чем немножко горжусь, хотя, возможно, это и наивно: я родился в один день с Джеком Лондоном, - говорит Александр Арсеньевич Добчинский, - 12 января. Люблю сильные личности. Они не дают снижать планку жизни. В нашей родине они тоже были. Мощные своими устремлениями. Если уж выбиралась профессия, то ей отдавалось все. Если уж делался выбор, то только в ладу со своей совестью, чтобы потом не стыдно было глядеть в глаза людям. Не прогибаться перед бездарями и подонками. И не прятаться в комфорте, когда вокруг тебя столько нищеты и несправедливости.

Когда-то Максим Горький мечтал о том, чтобы каждая семья записала свою родословную. Возможно, со временем и Александр возьмется. Краснеть за предков ему не придется. Его бабушка по отцу – Елизавета Васильевна Жилейщикова, прожившая 94 года, рассказывала, что ее родичи во время революции воевали за независимость на стороне Тадеуша Костюшко в Польше. Екатерина Вторая сослала их в Казахстан.

Отец Александра, окончивший московский горный институт, отбарабанил десять лет на Воркуте за высказывания о Сталине. Впоследствии полностью реабилитирован.

Можно только догадываться, в каком состоянии он вернулся из лагеря. Вскоре внезапно умер. Тогда Александру было чуть больше годика. По себе знаю, что значит остаться без отца в таком возрасте. Мама его, Мария Гавриловна Дорожкина, много лет была солисткой хоровой капеллы, преподавала вокал в консерватории. Ушла из жизни десять лет назад. Среди ее учеников солит Варшавской оперы Игорь Лосеев.

Жизнь Добчинского в типичной коммуналке. Вечно впроголодь. Но чужому достатку не завидовал. Была у Александра отрада: учеба, да спорт – баскетбол, шахматы. А потом армия. Сейчас модно расписывать ужасы дедовщины, но и тогда было не сладко.

«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей

- Не буду врать, «вертолет» мне не делали (это когда между пальцев ног закладывали бумажку и поджигали), - улыбается Александр, но били крепко. За что? А черт его знает. А уж за то, что не хочешь прогибаться перед солдафонским старшиной – особенно. Однажды меня довели до белого каления. И я одному подонку врезал так, что он надолго вырубился. С той поры меня зауважали. Спасибо лейтенанту-пиджаку Толику Сивашинскому. Интеллигентный парень, ему было интересно разговаривать со мной. Он вызвал стариков и пообещал им дисбат на известке, что был рядом с частью. Отстали.

Многому я постепенно научился. И боль терпеть. И стужу. Уходя в армию, был хрупким. А там тело налилось. Казарму 70 метров вымывал за полтора часа – до сих пор горжусь  этим маленьким рекордом. Перед дембелем старшина извинился передо мной: «Тут всякое случалось, но думаю, что эти месяцы все же помогут тебе в дальнейшем, и ты еще старшину, «куска», вспомнишь добрым словом».

Армию я вспоминал, действительно, с улыбкой. Школа жестокая.

И усек я главное – не поддаваться обстоятельствам. Быть самим собой. И никогда не врать!».

Ну а потом Александр поступил в самый престижный вуз – МГУ им. М.В.Ломоносова. Учился легко. Успевал бывать на выставках, литературных вечерах. Тогда в моде были поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Бела Ахмадуллина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава. Очень любил творчество Владимира Высоцкого. И вообще в те годы и молодежь была в духовном поиске. Пожалуй, единственным «отсутствием наличия» было отсутствие «наличия», то есть денег.

Но уважающий себя парень находил способы «обогащения»: днем лекции, библиотеки, встречи в Политехническом, ночью – переквалифицировался в сторожа.

Тем не менее, удалось стать трехкратным чемпионом МГУ по шахматам, научился играть на гитаре.

Летом работали в стройотряде. И тут возникло свое ЧП. Однажды ребята обнаружили мухлеж со стороны руководства совхоза и отряда. Поскольку Александр был председателем ревизионной комиссии и членом комсомольского бюро, пришлось взять на себя обязанности по разоблачению работодателей. В итоге ребята получили половинную добавку к своем заработку. Вот уж было радости недокормленным студентам…

«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей

Добчинский был сокурсником многих сегодняшних знаменитостей. Максим Никулин стал руководителем цирка на Цветном бульваре. Миша Бергер и Сергей Сусликов работали в «Известиях», других знаменитых изданиях. Заместителем редактора «Комсомольской правды» и «Российской газеты» был ушедший от нас Виктор Шуткевич. Влиятельным чиновником был Игорь Дзантиев, известным тульским писателем стал Александр Меситов. Ушел из жизни и выпускник ВГИКА, художник и бывший священник Сергей Колчеев, отец Сергий…

Сам Александр успешно проходил стажировку в «Московской правде» и «Советском спорте». Там пришелся ко двору жадный до работы парень с Урала. И вполне возможно, что остался бы в одной из центральных газет, если бы у него была московская прописка. Но возвратился в Магнитку, к маме и бабушке.

Родная Магнитка встретила его неприветливо: начались проблемы с трудоустройством. Обидно было. Ведь невооруженным глазом было видно, что на многих местах сидели такие тухлые газетные пни, что дальше некуда. Но попробуй их сковырни. И выпускник МГУ был вынужден начать работу в многотиражке под руководством газетной бабули. Ей надо было, во что бы то ни стало усидеть до заслуженного отдыха…

К счастью, нашлось место на местном телевидении. Спасибо директору Юрию Ивановичу Скарлыгину (царствие ему небесное!), который поверил в способного парня, впоследствии назначив руководителем и местного радио.

С первых дней ринулся в бой. Это было удивительное время – перестройка. Несмотря на «визготню» о новом мышлении, многие темы были закрыты для журналистов. Например, проблемы экологии. На ММК вредные выбросы дошли до небывалой отметки в 2000 тонн на душу населения. Больницы не успевали «переваривать» умирающих магнитогорцев. Но писать об этом запрещалось.

А тут как раз началась митинговая демократия. Начались стихийные сборища, даже забастовки.

Руководителям ММК это, естественно, не нравилось. Но вскоре незабвенный Иван Харитонович Ромазан, никогда в жизни не писавший статей и не признававший микрофона, вдруг решил разобраться: что же происходит с экологией города?

Александр умел находить доступы к руководящему телу директора Магнитки, смело вступал с ним в дискуссии. Даже на собрании городских депутатов они зачастую сидели рядом, обсуждая насущные проблемы.

И, к удивлению многих, Иван Харитонович не стал отмахиваться от настырного Александра, а внимательно вслушивался в его доводы. Больше того, посчитал своим долгом регулярно приходить на городское радио и первый среди отцов города начал участвовать в радиопередачах. Неразговорчивый Ромазан терпеливо и честно отвечал на неудобные вопросы горожан.

Кстати, 21 августа 1991 года во время путча из городских СМИ работало только «Радио Магнитогорска-1», которое вело прямой репортаж из Белого Дома в Москве. Именно тогда по его призыву к курантам вышли тысячи магнитогорцев, которые ратовали за демократию. Добчинского тогда магнитогорцы буквально качали на руках.

Но тут начались «реформы» Ельцина, с которым, кстати, Добчинский неоднократно встречался и брал у него интервью. Реформы были болезненные для всех. Не выдержало сердце и Ивана Харитоновича Ромазана. Оно разорвалось в буквальном смысле… Вечная ему память! До сих пор помним, как он в фуфайке и кирзовых сапогах «лез» в любую технологическую щель.

Не обзаводился он стадом заморских лимузинов, не шастал за счет комбината по «забугорью», не накачивал свой руководящий имидж в хорошо оплаченных газетах и журналах. Не беспокоился о том, чтобы нахапать почетные звания. Ему некогда было заниматься саморекламой.

Конечно, соратников у Александра не так уж много, Чаще так называемые друзья элементарно предают. Приходиться полагаться в основном на себя и несколько верных товарищей.

- Старик, зачем ты лезешь во власть, ведь это грязное дело, - говорят ему почти что спившиеся журналюги, когда-то начинавшие недурно, - вот, смотри – я самый продажный журналист Магнитки. И не стыжусь этого. На хрена тебе воевать с этим ворьем? Разве их исправишь? У тебя защищена кандидатская диссертация. Доделывай докторскую. «Остепенись» еще раз. Ты же уникальный мужик – один из немногих парламентский корреспондент от Урала…

Александр слушает. Кивает. Да, возможно, так и правда лучше. Только для кого? Верно, он открыл совместно с факультетом журналистики МГУ школу юных журналистов.

Сейчас его бывшие воспитанники работают за рубежом и в стране, стали крупными деятелями. Света Федорова – в Японии, Лида Павленко – в «Комсомольской правде», Григорий Сусарин долгое время был пресс-секретарем УВД, его брат – один из самых талантливых – не забывает приобретенную в юности профессию.

Бывший ректор школы юных журналистов Вадим Бородин имеет свой блог в Интернете. Его супруга – Татьяна Макарова постоянно печатается в местных СМИ. Социологом стал Миша Бендяк.

Нынешний крупный чиновник в правительстве – Стас Наумов – не считал зазорным посещать ШЮЖ, много раз выступал в ней.

Когда-то усердным рабкором был Сергей Щетников – бывший начальник управления информации ОАО ММК.

Порывались к Добчинскому и с другой стороны.  Один деятель притащил его в известную фирму и пошел наглый торг. Предлагали 50 тысяч долларов за то, чтобы снял свою кандидатуру с выборов.

- Что-то вы дешево пытаетесь меня купить? Вот несколько лет назад меня покупали за 500 000 зеленых вместе с газетой. Однако я и тогда не согласился. У меня свои принципы, им изменить я не могу, да и поздно уже меняться.

Серьезные проблемы у Добчинского всю жизнь. Его независимое радио (кстати, первое в России) закрывали несколько раз. Особо постарался мэр Виктор Аникушин. Многие помнят скандальную историю с попыткой выдворения строптивого журналиста с Малого совета. Не удалось этого сделать. Пришлось делать безобидное заседание закрытым. Местные связисты незаконно выключали радио, у которого была законная лицензия. Суд принимал решения в пользу «Радио Магнитогорска-1», но никто ответственности за безответственность не понес.

- Кое-кто думает, что я – профессиональный журналист, далек от управленческой мудрости. Это не так. Общая логика, научный подход, внутреннее знание проблем, что дано журналисту, помогает их успешно решать. В свое время журналист бразильской газеты, ни дня не игравший в футбол, выигрывал с командой чемпионат мира.

Конечно, идеально, чтобы управленец на своей шкуре знал предмет деятельности, но для успешного современного управленца очень важны и другие качества: системное мышление, проблемы подбора кадров, перспективы планирования…

О пишущих говорят: «Надо делать постоянное дело публицистов – творить историю человечества».

Время идет, много наших соотечественников живущих рядом, в соответствии со своими способностями, отношением к делу, честно творят современную историю.

Далеко не каждого народ назовет СЫНОМ МАГНИТКИ!

Юрий Кормильцев

«Сын Магнитки». Добчинский собирает друзей на двойной юбилей
ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Из архивов Александра Добчинского

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка