Ваш регион

+17°

вечером +13°

ночью +9°

USD

92.01

EUR

98.72

Пятница

26 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

26 апреля

Южноуральцы должны научиться экономить воду

Регион. Челябинская область пережила три засушливых года подряд. В результате  наш не самый многоводный регион оказался в ситуации дефицита питьевой  воды.

5254 просмотра
Южноуральцы должны научиться экономить воду

Каковы прогнозы на этот год и какие меры принимаются для того, чтобы южноуральцы не остались без воды, агентству «Mega-U.ru» рассказал заместитель руководителя Нижне-Обского бассейнового водного управления по Челябинской области Владимир Середа.

-Владимир Васильевич, достаточно ли в Челябинской области питьевых источников?

- Челябинская область находится в таких ландшафтных и климатических условиях, что у нас воды то избыток, то ее не хватает. Надо помнить, что мы находимся в верховьях рек, а значит, у нас нет рек, больших по объему стока. Даже Урал, который мы считаем большой рекой, по объему среднегодового стока находится только в восьмом-девятом десятке рек мира. Поэтому у нас немного артерий, которые регулярно пополняют водоисточники. Взять воду можно из рек Сим, Юрюзань, Ай, Уй, Увелька, Сатка, Уфа, Миасс и Урал – собственно, и все. Основными питьевыми источниками является система водохранилищ, где накапливаются большие объемы воды. Их сегодня числится в Челябинской области около 380, но используются постоянно только крупные. В маленьких водохранилищах вода не всегда отвечает требованиям населения по вкусовым качествам. Она может быть и горькой, и соленой. А крупных резервуаров с объемом воды свыше 10 млн. м3 у нас только 18, из них используются постоянно как источник питьевого водоснабжения чуть более половины. К этому можно добавить еще около полутора десятков водохранилищ с объемом от 1 до 5 млн. м3.

-У нас еще есть много пресноводных озер…

- Да, озер много, но безвозвратное изъятие из них воды в засушливый период может иметь очень неблагоприятные последствия. Кроме того, в озерах вода может не соответствовать требованиям потребителей по химическим показателям, то есть может быть горькой или соленой. Таким образом, для  питья  можно  использовать  не  более  полутора  десятков  озер. Напомню, в 1975 году во время засухи пришлось сделать переброску воды в Аргазинское водохранилище из озера Увильды. Тогда озеро очень сильно обмелело, и понадобилось три десятка лет, чтобы оно восстановилось до среднемноголетних отметок. Но мы нарушили экологию. Поэтому забор воды из такого статичного объекта, как озеро, нежелателен. Мы ведь не имеем замкнутого цикла использования воды, чтобы очищать использованную воду до требований санитарных норм и сбрасывать ее обратно в озеро. У нас нет систем такой высокой степени очистки.

- А на подземные водоисточники засуха оказывает влияние?  

- Подземные источники подвержены тем же колебаниям, что и поверхностные воды, хотя это более инерционная система. То есть там медленнее все процессы происходят. Но если долго нет дождей, уровень подземных вод будет все ниже. Поэтому и колодцы пересыхают, и вода из скважин уходит.

- Чего нам ожидать, если нынешнее лето снова будет засушливым? Ведь это уже будет четвертая подряд засуха?

- Нам придется ввести режим жесткой экономии воды. Да, меньше нужно будет использовать воды, иначе ее просто неоткуда будет взять. За три года водохранилища серьезно обмелели. Например, главный питьевой источник для Челябинской агломерации – Аргази – наполнен только на 50% объема. По сути, запасов воды осталось только на год. 

- А Шершни?

- Шершни используются как источник водоснабжения, но их основная функция – это емкость для забора воды. Максимальный объем Шершней 150 млн. м3, но чтобы не осушить водоем, использовать за год мы можем только треть этого объема, то есть 40-50 млн. м3. Поэтому Шершневское водохранилище у нас всегда наполнено. За три засушливых года мы сбрасывали воду  из  Шершней с минимальными  расходами: 3 кубических метра в секунду для промпредприятий Челябинска и еще 1 м3/с -  санитарный попуск воды в реку Миасс, то есть сбрасывали в нее то минимальное количество воды, которое необходимо, чтобы речка жила ниже Шершневской плотины. Этого количества, конечно, не хватает, чтобы разбавить стоки города, из которых, по сути, река состоит уже в районе Каштака, а дальше все это уходит в Курганскую область. Из-за засухи уже три года, мы, к сожалению, не можем «промывать» реку от стоков сбросами шершневской воды. Сами Шершни нуждаются в пополнении. То, что выпили за прошлый год, будем восполнять попусками в него воды из Аргазей.

- Значит, половодье не принесло ожидаемых результатов?

- Половодье ждали, рассчитывали на него, но водоемы не заполнены до эксплуатационных уровней. Поэтому придется обязательно экономить и вводить какие-то ограничения потребления воды.

- Например?

- Уже в прошлом году многим территориям пришлось это делать. Где-то вводили более долгий срок отключения горячей воды или подачу воды по времени. Где-то сокращали потребление технической воды для предприятий и так далее. Но самое главное – мы должны понять и приучить себя к тому, что надо сокращать объемы потребления, научиться экономить. 

- У Челябинской агломерации какой годовой объем потребления воды?  

- Общий годовой объем потребления всей агломерации, в нее помимо Челябинска входят Копейск, Еманжелинск, Долгодеревенское и ряд других близких территорий, – 250 млн. м3 только питьевой воды. А вместе с техническим потреблением - до 400 млн. м3. Примерно треть этого объема попросту вытекает через протечки в трубах водоканалов и из неисправных кранов в домах. Для начала надо сократить хотя бы эти потери. У нас сейчас идет «дорожная революция», надо бы еще «водную революцию» в таких же масштабах провести, чтобы заменить везде сгнившие трубы.    

- По Вашему мнению, по области где наиболее сложной может оказаться ситуация в этом году?

- Большинство малых водохранилищ, питающих небольшие территории, все-таки наполнены водой, поэтому в целом особенных проблем быть не должно. Серьезной остается ситуация в Магнитогорске, там принимаются различные меры, но у них природный недостаток воды. Сложная ситуация в Златоусте. У них есть несколько небольших водохранилищ, но для этого города было бы кардинальным решением строительство большого водохранилища с запасом не менее 10 млн. м3. На это, конечно, нужны немалые средства, порядка 1 млрд. рублей, но тогда город сможет жить спокойно не один год даже в засуху.

- А Касли, которые в прошлом году попали в водный коллапс? Как они переживут это лето?

- В Каслях не столько проблема с запасами воды была, сколько с бесхозяйственностью. Там, по сути, оказалась нерабочей станция водоподготовки, сейчас она ремонтируется. Изыскивается дополнительный питьевой источник, который будет использоваться для Каслей.    

- Остальные территории могут не переживать? 

- Сейчас просчитываются все риски, прогнозируются слабые места. Есть определенные схемы переброски воды из одного источника в другой в случае крайней нужды. Будем надеяться и на дожди тоже, синоптики в этом году обещают нам осадки. Исторически на Южном Урале еще ни разу не было четырех засушливых лет подряд, поэтому до критических отметок запаса воды мы еще ни разу не доходили.
ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Mega-U.ru

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка