Ваш регион

+25°

вечером +18°

ночью +10°

USD

93.44

EUR

99.58

Понедельник

22 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

22 апреля

Судьба фронтового разведчика. Три ранения, два ордена Красной Звезды и гибель в Латвии

Магнитогорск. Чтобы проследить по крупицам путь солдата Великой Отечественной войны, нужно быть военным следопытом, то есть, как минимум, следователем.

4667 просмотров
Судьба фронтового разведчика. Три ранения, два ордена Красной Звезды и гибель в Латвии

До войны уроженец поселка Сенош Ялуторовского района Омской области Камиль Айдаргалиевич Калиев работал начальником караула военизированной охраны Магнитогорского металлургического комбината. Родился он в 1913 году, а в 1938-м был призван в ряды РККА на действительную военную службу. С тех пор до самой смерти он не снимал солдатскую гимнастерку.

Уже 2 августа 1941 года Калиев получил первое ранение под Харьковом – пулевое. Враг рвался к Москве, встречая ожесточенное сопротивление Красной Армии, части которой выходили из окружения с боями. Служить Калиеву пришлось в пехоте: «Ох, пехота, умирать не охота». После госпиталя он попал на другой участок фронта. 21 апреля 1942 года, участвуя в боевых действиях под Ленинградом, Камиль Айдаргалиевич получает второе тяжелое ранение. Жизнь на переднем крае была непродолжительной: либо смерть, либо ранение с выздоровлением.

Опять фронтовой госпиталь, трудно заживающие раны, окровавленные бинты, перевязки. Существует всего два варианта, как Калиев тогда мог оказаться в Магнитогорске. Либо он заслужил отпуск после ранения, либо лечился здесь в военном госпитале. Он даже успел жениться на магнитогорской девушке, которая родила дочь Юлю. После себя она оставила лишь фото в солдатской форме, и больше о ней ничего неизвестно.

Война тем временем кипела под Сталинградом, где немецкие войска дошли до Волги и попали в «котёл». Калиев воевал под Смоленском, и там было не легче, чем под Сталинградом. 15 февраля 1943 года он вновь получает ранение – на этот раз осколочное, после которого долго лечился.

Четвертый круг войны для старшего сержанта Камиля Калиева начался весной 1944 года, когда он оказался помощником командира взвода 249-й разведывательной роты 598-го стрелкового полка 207-й стрелковой Краснознаменной дивизии 3-й Ударной армии 1-го Прибалтийского фронта. Здесь награды находят нашего героя: медаль «За боевые заслуги», орден Красной звезды (при жизни), а также посмертные второй орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».

Первый Прибалтийский фронт освобождал Советскую Латвию, наступая на Ригу, а 207-я стрелковая дивизия атаковала вдоль железной дороги Мадона-Рига. Фронтовая разведка – «глаза и уши» командования – постоянно пересекала линию фронта, ходила к немцам, как к себе домой, за «языками», фиксировала огневые точки противника. Служба была опасной и ответственной.

В характеристике, данной командиром разведывательной роты капитаном Матвеевым, говорится:

«Личная смелость, и отвага старшего сержанта Калиева служат примером для остальных разведчиков. Действуя на переправе через болото в районе деревни Ложки, Калиев точно установил расположение и огневую систему противника. Обеспечил захват двух пленных в тылу врага».

Старший сержант Камиль Калиев, как указано в извещении, «пропал без вести» у хутора Весета Мадонского района Латвийской ССР 18 августа 1944 года.

«В августе 1944-го линия фронта делила село на две части, - писали в 1975 году местные пионеры. – Отсюда началась Рижская операция. За это время вражеские войска успели хорошо укрепить свои позиции, и когда произошло наступление, было много жертв».
Судьба фронтового разведчика. Три ранения, два ордена Красной Звезды и гибель в Латвии

Без отца и без матери выросла дочь Калиева Юлия. Она окончила пединститут, работала в милиции: сначала инспектором по делам несовершеннолетних, а потом следователем. Она нашла братскую могилу в городе Эргли Мадонского района Латвии. Там среди девяти тысяч фамилий есть и имя её отца.

У монумента «Тыл-Фронту» на мемориальных плитах среди имен магнитогорцев, не вернувшихся с войны, тоже есть фамилия Калиев. Она же навечно занесена в Книгу памяти Челябинской области.

Я не помню родителей взгляд,
Их суровые, милые лица…
Только фото в альбоме со мной говорят
И могу я Отчизной гордиться!
ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Вячеслав Гутников, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка