Ваш регион

ночью +10°

утром +17°

USD

93.25

EUR

99.36

Вторник

23 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

22 апреля

22 апреля

Евроконкурс ненужных вещей

Телекритик Слава Тарощина на страницах издания «Газета.ру» подводит свои итоги конкурса  «Евровидения».

4699 просмотров 3
Евроконкурс ненужных вещей
О том, что мы в мае 2009-го будем гулять, как залетный купчик на Тверской, было ясно еще год назад, после победы Димы Билана, провозгласившего: «Мы всех порвем!» Порвали. Установили все мыслимые и немыслимые рекорды не только по части светодиодных экранов, но и по количеству превышенных бюджетов, тонн икры, литров алкоголя и роскоши Евродома, где отдыхали от трудов конкурсанты. Но это еще полбеды. В конце концов, ментальность, сформированная на дрожжах мифа о потемкинских деревнях, как погода: ее ни отменить, ни заменить. Настораживает другое – накал страсти и сумма усилий, брошенных не на главное (реальное благо родной страны), а на второстепенное (пускание пыли в заморские глаза). В каждом выпуске программы «Время» шли репортажи о конкурсе, ключевые слова которых – непредсказуемость и неожиданность. Похоже, именно это основной предмет нашей гордости. Второй конкурсный день корреспондент напутствовал фразой, претендующей на вхождение в анналы: «Москва в финале удивит Европу так, как никому еще не удавалось».
«Евровидение» давно, еще со времен участия в нем Аллы Пугачевой в 1997-м, стало для обновленной России своеобразным тестом на вменяемость. С помощью него мы пытались избавиться от родового ощущения собственной маргинальности. Поэтому нет ничего странного в том, что вся страна огромная встала, когда Пугачева заняла всего лишь 15-е место. (На вопрос «оскорбились ли вы за державу после провала примадонны?» следовало отвечать решительным «да».) Уже тогда странным было другое – откровенно двойной счет применительно к «Евровидению». До участия в нем Пугачевой ее муж образца 97-го Филипп Киркоров называл конкурс праздником всей цивилизованной Европы. После участия медийные лица стали уничтожать этот праздник с оголтелостью, которая и не снилась политобозревателям бывшего Останкина в их борьбе с американскими агрессорами.
Так с тех пор и повелось. Когда несколько лет назад в Европу отправили наспех сколоченную девичью группу «Серебро», в студии у Малахова профессиональные любители родины, от Хинштейна до Донцовой, являли уже подлинные чудеса двойной бухгалтерии. Перед ними стояла задача, с которой не справился бы даже граф Калиостро, – превратить «Серебро» в золото. Первым достижением «Евровидения» они провoзгласили третье место «Серебра», вторым – шестое место белорусского Дмитрия Колдуна, зато второе место Верки Сердючки определили как полный провал. Ее приравняли к эстонским шпротам, объявили бойкот, но при этом дружно вопили «Славяне, вперед!». Так что трудно переоценить вклад «Евровидения» в формирование национального самосознания россиян.
Прежде сей феномен был понятен. Наиболее емко его сразу после пугачевского поражения сформулировала Галина Волчек: «У нас слишком мало зон для патриотизма». Не то теперь. Нынче данных зон хоть отбавляй: Путин с Медведевым, футбол с хоккеем, стабильность с процветанием, каковым, если верить телевизору, и кризис не помеха. А мы все продолжаем гордиться песенным конкурсом средней руки, сладострастно коллекционируя первые места. Более того, коллективный невроз под названием «Евровидение» начисто отменяет и без того смутное представление народа об иерархии культуры. Свежайший пример: в тени норвежско-белорусского триумфатора Александра Рыбака никто (кроме канала «Культура», запустившего в эфир замечательную программу 15-летней давности) не заметил столетие поистине выдающегося писателя Юрия Домбровского, совпавшего с днем открытия «Евровидения». Подобная амнезия весьма красноречива.
Главная книга Домбровского «Факультет ненужных вещей» на родине была опубликована только в 1988-м, через десять лет после его смерти. Роман вобрал в себя жизнь и судьбу автора, на чью долю выпало 25 лет «сталинских курортов» – так он сам называл ссылки, тюрьмы, лагеря из числа самых мрачных: Колыма, Дальний Восток, Ташкентский Озерлаг. От мощного «Факультета», написанного в страшные годы о страшных годах, веяло волей, как от кочевника… Благодарные потомки книгу не прочли. Чем подтвердили гениальную прозорливость автора: «факультетом ненужных вещей» он называл право. Право – часть культуры. Наша культура уникальна: советская реальность исчезла, а советские идеологемы живы. Они лишь подкорректированы постсоветской табелью о рангах, где Домбровскому опять места нет.
Зато важное место в нем теперь занимает последняя гордость великороссов – Александр Рыбак. В нынешнем культурном сезоне актуальна помесь Димы Билана с Гарри Поттером, наивные глазки и лихой шансон, приправленный ресторанным фолком.
Вот и весь итог «Евровидения-2009».
ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Служба новостей «Верстов.Инфо»

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка