Ваш регион

+2°

вечером 0°

ночью +1°

USD

92.59

EUR

100.27

Четверг

28 марта

Узнайте, учится ли ваш ребёнок сегодня

Лента новостей

февраль 2024
март 2024
апрель 2024

28 марта

Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1

Офтальмологическое отделение горбольницы № 1 – место примечательное еще и потому, что сегодня там располагается единственный в Магнитогорске глазной травмпункт.

5598 просмотров 3

А главная его особенность в том, что в отделении помимо экстренных случаев оперируют глазные болезни – катаракту и глаукому, которые стали чуть ли не бичом «зеркал души».

Глаза как зеркало души

Еще несколько лет назад магнитогорцы с диагнозами «катаракта» и «глаукома» предпочитали оперироваться по квоте в соседнем Оренбурге. Сегодня пациенты с теми же болезнями достаточно редко уезжают из города. Причина простая, говорит заведующий офтальмологическим отделением горбольницы Андрей Дорожкин: оказание этой помощи находится в городе на высоком уровне. Работают сразу два оперирующих участка – в больнице № 1 и в медсанчасти. Но, конечно, остаются пациенты, которые едут в соседний регион, по большей части это жители ближайших районов, территориально проживающим в Кизильском районе удобнее ехать в Оренбург, нежели в Магнитку.

Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1

В медсанчасти преимущественно плановая хирургия. В первой горбольнице плановая и экстренная, глазной травмпункт – визитная карточка отделения. С началом садового сезона травмы глаз – привычное дело.

– Травмы глаз ветками, попадание инородных тел. Сад – травмоопасное место, там сухая трава, взвеси семян и пыльцы, шелуха, удобрения, химикаты, строительные материалы. Каждый сам себе строитель, кто с болгаркой, кто с пилой, а про защиту глаз все забывают в момент работы, – поясняет доктор.

Перечень плановых операций куда шире, чем экстренных. В офтальмологическом отделении присутствует хирургия травмы и посттравматических изменений, хирургия осложненных катаракт, хирургия комбинированных случаев, когда и катаракта, и глаукома.

Катаракта – это помутнение хрусталика. Здесь применяется замена хрусталика на искусственную интраокулярную линзу. Она заменяет утраченную структуру. В переводе с латинского языка «катаракта» означает «водопад». Такое название было дано заболеванию отнюдь не случайно. Вспомните, как движется вода в водопаде. Она буквально низвергается потоками, которые превращаются в белесые мутные ручьи. Подобно им прозрачный хрусталик глаза начинает затуманиваться, что придает видимым предметам мутные и неразборчивые очертания, и воспринимается это так, будто их видишь сквозь стекла запотевших очков. Это далеко не единственный симптом катаракты. Помимо этого отмечается снижение яркости цветовой окраски, ухудшается четкость предметов, они становятся расплывчатыми. Если же посмотреть на светящиеся объекты, например на неоновые вывески магазинов, то вокруг них, как правило, образуется некий ореол. Знать характерные симптомы данного заболевания весьма важно, так как оно долгое время может оставаться незамеченным.

Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1

Глаукома похожа чем-то на стенокардию. В стенокардии сосуды сердца сужаются, человек может даже погибнуть. От болезни глаза не умирают, но слепнут. Снижается питание глаза, повышается комбинаторное давление, и глаз начинает сам себя уничтожать, это приводит к необратимой слепоте. Хирургия глаукомы значительно сложнее, чем при катаракте. Катаракту делают один раз в жизни: поменяли хрусталик, и он уже не помутнеет, до конца жизни хватит. При глаукоме иногда требуются многоэтапные операции, они направлены на то, чтобы не столько вернуть зрение, сколько остановить сам процесс глаукомы. Это из разряда сложной хирургии.

Когда человек находит у себя первые признаки глаукомы, помочь уже нечем. Первый признак – слепота. Человек не замечает проблем со зрением, но однажды он подходит к двери, смотрит в глазок и обнаруживает, что ничего не видит.

– У нас два глаза, и один глаз постепенно перехватывает инициативу, и люди не осознают, что они смотрят одним глазом. Подошел к двери, понял, что не видит глаз, но когда он ослеп, не знает, это происходит не потому, что человек невнимательно к себе относится, болезнь развивается очень долго. Но те, кто следят за своим здоровьем, обращаются в поликлинику и именно там находят первые симптомы. Вначале мы их лечим консервативно: прописываем капли, им удается помочь. Фармакология шагнула очень далеко, и арсенал консервативных средств очень большой, они позволяют огромному кругу пациентов избежать оперативного лечения, но рано или поздно хирургия глаукомы все равно наступает. Сама по себе глаукома очень сложная, она требует очень тщательного послеоперационного лечения.
Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1
К примеру, в клинике Оренбурга оперируют и глаукому, и катаракту, там большой филиал микрохирургии глаза, хирурги делают очень много операций, великолепно оснащены. Но сама структура, которая, на первый взгляд, нравится пациентам, опасна по своему плану. Человек приехал, ему сделали операцию, и далее следует выписка. Но после операции на катаракту требуется наблюдение какое-то время. Нужно капать глаза сложными каплями гормональными, антибиотиками, за этим должен кто-то следить. Там в клинике не могут наблюдать пациентов, и ездить туда пациенты каждую неделю тоже не планируют. И если при катаракте назначат капли на месяц, дадут консультации и этого может быть достаточно, то с глаукомой так не пойдет, говорит доктор, там необходимы в послеоперационном периоде тщательное функциональное наблюдение, инструментальное исследование – измерение внутриглазного давления и другие манипуляции.

Прислушаться к себе и доктору

В группе риска по глаукоме – пациенты после 40 лет, предрасположенность чаще всего наследственная. Насторожить может изменение глазного давления. Андрей Дорожкин рекомендует проходить диспансеризацию сообразно возрасту, в рамках диспансеризации измеряют глазное давление, и это позволяет выявить глаукому на ранней стадии. Огромное число людей наблюдается в поликлиниках, которые периодически проходят медосмотр на предприятиях. При кажущейся формальности медицинского осмотра он все-таки позволяет выявлять заболевания именно на ранних стадиях.

Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1
– Каждый офтальмолог знает, что при несвоевременном обращении глаукома – это слепота, никто ничего не сделает. Отличие нашей хирургии в том, что мы своих пациентов в послеоперационный период ведем. Помимо того, что мы сами их оперируем, у нас настроена четкая связь с поликлиниками. Где-то малейшие сдвиги в послеоперационный период – пациенты возвращаются, мы их консультируем, проводим определенный круг процедур. Связь четко отлажена, потому группа диспансерного учета всегда под контролем. У нас предусмотрена госпитализация, после операции около 10 дней пациент находится в стационаре, затем после выписки его направляют в поликлинику и по рекомендации врача его продолжают лечить, проводят обязательно инструментальные обследования, что позволяет сохранить таким больным зрение надолго. 
Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1
– После любой операции на глаза есть период, когда врач должен наблюдать пациента и лечить. Если в клинике этого не было сделано, то приходится нашим врачам восполнять пробел. После операций бывают тяжелые осложнения, но в сторонних клиниках таких пациентов на долечивание не берут. Радует, что из-за пандемии магнитогорцы стали реже обращаться к врачам не из Магнитогорска. А вот в 2019 году половина отделения была заполнена осложнениями после операций, которые делали не в Магнитогорске.

Чаще всего у прооперированных возникал в глазу тяжелый воспалительный процесс, причем не из-за хирургии, а из-за неправильного послеоперационного ухода, когда пациенты сами себе проводят процедуры.

Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1
– Мы своих пациентов пестуем, ведем послеоперационное наблюдение в больнице, поликлинике. Связь налажена, позволяет всегда вернуть пациента обратно, оказать помощь вплоть до стационарной. Внештатные ситуации с больными, которых прооперировали в других клиниках, происходят по многим факторам. Недостаточная информационная поддержка. Формально капли выписали, но куда обращаться, человеку никто не говорит. Ему сказали капать две недели, он капает, а ему все хуже и хуже, тогда он приходит к нам, а мы уже тут за голову хватаемся. Ругать пациента нет смысла, его никто не предупредил, он не знает, как должен проходить послеоперационный уход.
Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1
Отдельного упоминания заслуживают квалификация персонала и оборудование офтальмологического отделения горбольницы. Операционная для хирургии катаракты оснащена на высоком уровне, в наличии импортные расходные материалы, импортное оборудование. То же самое для хирургии глаукомы. За счет того, что здесь оказывается экстренная помощь, хирургических методик используется больше, класс хирургов очень высокий, они разносторонне подготовлены, из года в год профессионализм формируется. Выковывается опыт работы.

Задача – сохранить зрение

Хирургия катаракты и лечение глаукомы в первой горбольнице поставлены на поток, используется широкий спектр методик. Что касается непосредственно самого материала, который меняют при оперировании катаракты, то здесь, без сомнения, следует воспользоваться мнением доктора.

Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1
– Хрусталик – это протез, каждый протез проходит медицинскую сертификацию. Он не может быть хуже или лучше, он устроен так, чтобы давать человеку зрение. Поменяв хрусталик, можно поменять оптическую часть глаза и убрать очки навсегда. Любой хрусталик – импортный или отечественный – будет выполнять свою функцию. Единственное – в импортном протезе материалы используются более современные, потому как сами разработки появились раньше отечественных. Это ультрафиолетовая защита, напыление, мультифокальные линзы – ряд дополнительных функций. В горбольнице ставят импортные хрусталики. Операции делают по полису ОМС, это означает, что пациент не несет никаких затрат при операции.

В среднем через офтальмологическое отделение в год проходит более двух тысяч пациентов. Это без учета экстренной помощи.

Нельзя не отметить коллектив офтальмологического отделения, которому приходится в буквальном смысле быть на переднем фронте обороны нашего зрения. Сестринская служба отличается особой заботой о пациентах, каждый хирург – штучный экземпляр, все вместе – это одна большая команда, которая уважительно и трепетно относится друг к другу и, естественно, к пациентам.

Операция «Катаракта». Более двух тысяч пациентов проходит через офтальмологическое отделение горбольницы № 1

Важно все доделывать до конца, не оставлять никаких хвостов, делать свою работу на совесть. Андрей Дорожкин рассказывает о недавнем сложном случае. Была тяжелая травма, речь шла не просто о сохранении зрения, а о сохранении глаза как органа. Инородное тело попало в глаз и было буквально вколочено в кость.

Благодаря тому, что врачи смогли максимально быстро провести консилиум с помощью телемедицины с врачами из области, было принято решение доставить пострадавшего в Челябинск и там оказать необходимую хирургическую помощь. Успели сделать все вовремя, система ни на одном этапе не дала сбоя, врачи, медсестры – все работали, как единый слаженный механизм. А потому и результат оказался ожидаем – глаз пациенту сохранили. 

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Служба новостей «Верстов.Инфо», фото: Илья Московец

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка