Ваш регион

-2°

вечером -4°

ночью -4°

USD

103.27

EUR

108.56

Четверг

12 декабря

Лента новостей

ноябрь 2024
декабрь 2024
январь 2025

12 декабря

11 декабря

Новости / Спецпроект10 августа 2010

Осень приближается, празднуем Спожинки

Примерно с 7 по 15 числа августа славяне отмечали день окончания жатвы – Спожинки (дожинки, обжимки). Название это происходит от слова «спожинать», т.е. заканчивать жатву, дожинать хлеб...

5074 просмотра 5
Осень приближается, празднуем Спожинки

В этот день чествовали Даждьбога - Бога Солнца, Мать Сыру Землю, Богиню Макошь – Мать всего сущего и Подательницу урожая, а также Бога Велеса (или Белеса), имя которого в некоторых губерниях сохранялось в заговорах, вплоть до XX века. Велес – это не только «Скотий Бог», но также Бог плодородия, богатства, торговли, загробного мира, Бог мудрости и поэзии.
На Спожинки последний сноп дожинали молча, дабы не побеспокоить Дух поля, воплотившегося в этом снопе. Называли последний сноп «Пожинальником». По окончании жатвы, по старому обычаю, на поле оставляли несколько несжатых колосьев, заплетая их «Велесу на бородку». При этом произносили такие слова:
«Уж мы вьём, вьём бороду 
У Белеса на поле...
Завиваем бороду
У Белеса да на широком...
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода,
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»
Неподалеку в землю закапывали хлеб и соль, в качестве требы Богам. Женщины обращались к Матери Земле (ниве, жниве), прося вернуть им отданную во время полевых работ силу:
«Нива, нива, отдай мою силу,
Я тебя жала, силу теряла,
Нива, нива, отдай мою силу,
На пест, на колотило,
На молотило, да криво веретено».
На братчину (общую священную трапезу) ели кашу, мед и яблоки, пили квас, закалывали барана, пекли пироги с начинкой из бараньего или заячьего мяса. Во время праздника было строго запрещено употреблять в пищу говядину. «Пожинальник» обряжали в женский наряд и ставили на праздничный стол, посвящая его Богини Макоши.
В жатвенных работах в основном участвовали женщины, и поэтому время отдыха от полевых работ, начинающееся после Спожинок, именовали «молодым бабьим летом», которое продолжалось примерно по 29 августа, а затем с начала сентября наступало «старое бабье лето». В старину верили, что женщина обладает силой влиять на погоду и даже возвращать назад времена года: «только женщина может так согреть, когда уже почти все потеряно». Во время «бабьего лета» существовал обычай  мириться друг с другом, улаживать былые конфликты.
После Спожинок заканчивается летняя пора и приближается осень вместе с осенними игрищами и хороводами.
Во времена «двоеверия» в этот день отмечали Успение Пресвятой Богородицы, культ которой был смешан с древним языческим культом Богини Макоши. «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки», – говорили в народе. Также праздник именовали «Госпожинками» или «Воспожинками», в честь Госпожи Пресвятой Богородицы или «Успенище». Культ Велеса был заменен на культ Николая Угодника, так что в некоторых губерниях колосья заплетали «на бородку» святому Николе: «Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая». Крестьяне приносили в церковь хлебные колосья и семена для освещения.
Сейчас этот праздник мало кому известен. В нашем XXI веке эту дату отмечают в основном только современные язычники-родноверы, возрождающие древнюю славянскую духовную традицию.

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Макс Жарков

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка