Ваш регион

+7°

днем +10°

вечером +8°

USD

91.78

EUR

98.03

Четверг

2 мая

Лента новостей

апрель 2024
май 2024
июнь 2024

2 мая

1 мая

Новости / Скандалы14 января 2013

Позиция оппозиции: «На самом верху засела «пятая колонна», сливающая университет»

Магнитогорск. В своём новом обращении к общественности лидеры профессорско-преподавательской оппозиции на основании новых фактов объясняют, почему Общественное движение «За сохранение МаГУ» борется против переизбрания В.П.Семенова на второй срок.

7542 просмотра 32
Позиция оппозиции: «На самом верху засела «пятая колонна», сливающая университет»

З1 января, если Министерство образования и науки РФ не отменит выборы ректора на том основании, что против одного из кандидатов возбуждено несколько уголовных дел, состоится голосование на конференции трудового коллектива МаГУ. Накануне голосования инициативная группа Общественного движения «За сохранение МаГУ» решила разъяснить свою позицию.

Борьба против переизбрания действующего ректора В.П.Семенова на второй ректорский срок делится на два периода: до объявления университета «неэффективным вузом» и после этого события.

В период до объявления университета неэффективным вузом основной причиной нашей антиректорской позиции было ясное понимание неэффективности действующего руководства. Несмотря на неоднократные заявления В.П.Семенова, что действия ряда членов инициативной группы целиком и полностью определяются их личными мотивами и неприязненным к нему отношением, факты остаются фактами. Их не скроешь.

Ни для кого не секрет, что с 2008 года по сегодняшний день происходила непрерывная деградация вуза как научно-образовательного комплекса. Мы уже писали об этом:

МаГУ при В.Ф.Романове представлял собой уникальное явление в масштабе страны. Обычный провинциальный пединститут превратился в классический университет, удивляя коллег уральского региона и всей страны динамикой своего развития и амбициозными планами. Основной заслугой и приоритетом В.Ф.Романова было бережное и кропотливое формирование мощного кадрового потенциала МаГУ, взращенного в собственных стенах из своих собственных студентов и аспирантов. Набирали силу научные школы, под которые открывались советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Параллельно с наращиванием кадрового потенциала, МаГУ де-факто превращался в региональный университетский комплекс с разноуровневыми ступенями образования. На заочном отделении быстро разрасталась сеть пунктов дистанционных технологий, охватывающая Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую области и часть  республики  Башкортостан. . Под эгидой МаГУ в городе было создано два лицея,  центр Интернет-образования, Институт педагогики для обеспечения нужд города и региона квалифицированными педагогическими кадрами. Все это было следствием уникальной атмосферы, поощрявшей инициативу и творческий поиск.

Стоит ли говорить, что работа в девяностые и нулевые годы шла в очень непростых внешних условиях. Но внешним вызовам коллектив всегда находил адекватный ответ. От нового ректора, принявшего в управление уникальный и единственный в стране классический университет, расположенный вне регионального центра, коллектив ожидал продолжения сформированного вектора развития вуза в новых условиях и в самом начале его  «правления» продолжал по инерции упорно трудиться, стараясь сохранить и развить достигнутый уровень. Университет затратил огромные усилия на подготовку к аккредитации и с блеском прошел ее, в полтора раза превысив требуемый уровень по всем основным показателям.

Однако В.П. Семёнов, вступив в должность  ректора, в нарушение своих предвыборных обещаний, избрал концепцию «маленького легко управляемого ВУЗика». Вектор развития постепенно сменился «застоем», а потом и деградацией. Работа по созданию университетского комплекса была свернута, планы превращения вуза в региональный гуманитарно-культурный центр похоронены, а достигнутые к этому моменту договорённости на городском и областном уровнях – забыты. В результате этого в глазах местной и региональной власти был подорван авторитет МаГУ как надёжного партнера.  Мы стали безнадежно отставать не только от Челябинских вузов, но и от своего ближайшего соседа – МГТУ.

Менее известен тот факт, что в первые полтора года правления В.П.Семенова, пока он был занят укреплением собственного имиджа и защитой докторской диссертации, началась деградация имущественного комплекса университета. МаГУ потерял всю землю от главного корпуса до Урала. При проектировании архитектурного комплекса МГПИ ему была отведена территория от западного забора до реки Урал, включая,  естественно, сквер. Это знали все. Но не все знали, что до 31.12.2009 года согласно земельному кодексу РФ, происходило размежевание федеральных и муниципальных земель. Размежевание шло в заявительном порядке. В.П. Семёнов, который к тому моменту уже почти два года занимал кресло ректора, должен был подать заявление в администрацию города на закрепление принадлежащих университету земель за вузом.  Несмотря на то, что В.П.Семенову об этом не раз говорили, это не было сделано, и 1 января 2010 года земли отошли муниципалитету, о чём ректору было объявлено после новогодних праздников. Ректор, боясь потерять лицо, скрыл этот факт не только от коллектива, но и от своих ближайших помощников. Хотя при определённых усилиях землю можно было еще вернуть, ничего не было сделано!  ВУЗ потерял 20 гектаров земли в центре города, перспективу развития университетского кампуса на своей территории и огромный экономический ресурс на будущее.

Желание скрыть свою роль в потере университетской земли определило позицию В.П.Семёнова в вопросе со строительством заправки в сквере перед МаГУ, что вызвало большой общественный резонанс в коллективе университета и в городе и, собственно, дало старт разрушению имиджа МаГУ. Казалось бы, борьба за сквер «учительской славы» против строительства бессмысленной и ненужной в этом месте АЗС, должна была бы сплотить коллектив и руководство университета, но нет, ректор приказал проректорам и деканам не участвовать в митингах и пикетированиях самим и категорически удерживать от этого шага студентов. Сначала  лидера независимого профсоюза МаГУ Д. А. Теплых, возглавившего борьбу со строительством АЗС, В.Семёнов превратил в своего личного врага, а потом по отношению нему начал раскалывать и весь коллектив, деля его на «своих и чужих». Именно с этого момента ни в чём ранее особо не проявлявший себя ректор резко оживился и развил бурную деятельность. Преподаватели и сотрудники университета тогда так и не поняли, почему ректор занял позицию против борьбы со строительством АЗС на территории, принадлежащей, как все тогда считали, МаГУ. К сожалению, история потери университетом земель вскрылась гораздо позже. 

События вокруг АЗС привели к резкому охлаждению отношений между Главой города и ректором МаГУ. Глава города, выдавший предпринимателю разрешение на строительство и оказавшийся вследствие этого один под огнем критики возмущенных горожан, основывался, как оказалось, на устном согласии ректора, который, когда конфликт принял громкий характер, самоустранился от участия в решении возникшей проблемы.   Причём, после того как Глава города остановил стройку Семёнов вновь подтвердил своё согласие на строительство АЗС. Глава города, естественно, воспринял такое поведение как «подставу». Конфликт с городской исполнительной властью, отсутствие нормальных рабочих контактов с депутатским корпусом аукнулись университету позже, когда вуз попал в сложную ситуацию грозящей ему реорганизации. В этом конфликте В.Семёнов не смог переступить через свои амбиции, «постеснялся» обратиться за помощью, когда университет больше всего в этой помощи нуждался. К чести же городской власти она немедленно, как только инициативная группа обратилась к Главе города и к Председателю городского собрания, начала оказывать поддержку в борьбе за независимость университета.

Семёновское управление университетом привело к тому, что каждый член коллектива МаГУ (за исключением небольшой группы особо приближенных к ректору лиц) ощутил на себе деградацию финансовой системы вуза. Она выражалась в постепенном сворачивании хозяйственных расходов, старении парка учебного и научного оборудования и, наконец, добралась до снижения зарплат, роста цен за проживание в общежитии, сворачивания баз отдыха из-за недоступности цен на путевки и т.д. и т.п. Ректор, будучи единственным распорядителем финансовых средств университета, пытался и пытается убедить коллектив, что всему виной внешние обстоятельства, рост цен и налогов, происки «министерства и политика правительства», злоупотребления бывших проректоров и сокращенных сотрудников – практически всей «романовской» команды. В общем,  в этом вина всех и вся, кроме него самого –  первого лица, несущего и по закону, и по совести всю полноту ответственности за вверенный ему вуз. В действительности же – это следствие несостоятельности действующего ректора как руководителя. В построенной В.Семёновым системе управления вузом ни один руководитель любого ранга, кроме него самого, не владеет всей картиной финансового состояния учреждения и не может принимать какие-либо управленческие решения. Сверхцентрализация всех финансов вуза в одних руках, засекречивание всех финансовых решений, индикаторов и показателей вкупе с неподотчетностью даже перед Советом университета – прямой путь к неэффективному использованию финансов вплоть до прямых злоупотреблений и нарушений. За примерами далеко ходить не надо. Этими делами теперь занимается следственный комитет. При этом, чем хуже обстояли дела с финансами вуза, тем больше становилось людей, якобы «отвечающих» за финансы и тем больше была их зарплата!

С ноября 2012 года ход предвыборной кампании перевернул рейтинг Министерства образования и науки РФ, согласно которому МаГУ был признан «неэффективным вузом, подлежащим реорганизации».

Это известие и последовавшее за ним намерение Министерства реформировать МаГУ путем присоединения к МГТУ прозвучало для коллектива университета «как гром среди ясного неба». Запас прочности университета был таким, что даже, невзирая на неэффективное руководство, МаГУ не должен был ни при каких обстоятельствах попасть под  столь жесткую реорганизацию (читай – ликвидацию)!

Столь вопиющее противоречие между реальным весом и статусом нашего вуза и  очевидно несправедливым намерением московских чиновников ликвидировать его вызвало волну протеста не только внутри университета, но и далеко за его пределами.  А, кроме того,  вновь возникла потребность разобраться в том, почему так случилось. 

Дальнейшее хорошо известно. Под публичные заверения на собрании коллектива 16 ноября 2012 о его тяжелой и непримиримой борьбе за вывод университета из списка неэффективных и подлежащих реорганизации вузов, ректор единолично втайне от коллектива, Ученого совета, Президента МаГУ, Главы города, депутатского корпуса и даже от членов собственного ректората дал на всех уровнях согласие на его реорганизацию. Но, как и в предыдущих случаях (потери университетом земли или согласием на строительство АЗС), все тайное рано или поздно становится явным. Правда, теперь для выяснения истинной позиции ректора потребовалось вмешательство депутатов Государственной думы от Магнитки.

Тогда ректор сменил тактику и стал убеждать коллектив, что этому «слабому» вузу самостоятельно не выжить, что в условиях жесткой конкурентной борьбы он обречен, что истинное возрождение МаГУ возможно только через его ликвидацию и второе рождение в составе МГТУ, куда МаГУ войдет равноправным партнером. Ложь В.П.Семенова «о равноправном партнерстве» развеял сам ректор МГТУ В.М.Колокольцев (см. с 7-й минуты).

Воистину, чем нелепее ложь, тем легче в нее верят. И кое-кто, к сожалению, в этот «бред» поверил. Но не поверили более 640 членов нашего трудового коллектива, вошедшие вопреки воле ректора в общественное движение «За сохранение МаГУ». Не поверили Президент МаГУ, Глава города, депутаты городского собрания. Не поверили выпускники МаГУ – журналисты и художники, учителя и работники культуры, милиционеры и предприниматели, не поверили тысячи самых разных горожан и жителей близлежащих районов Челябинской области и республики Башкортостан. Не поверили депутаты ЗСО и Госдумы от Магнитки. Не поверили и вышли на митинг в защиту МаГУ.

Накануне митинга ректор снова (в который раз?) сменил тактику. Уволив, нарушив все мыслимые и немыслимые требования трудового законодательства, наиболее активных  своих оппонентов, он вновь стал уверять коллектив, что выступает за сохранение МаГУ.  Однако, по мнению В.Семенова, надежды на положительный исход борьбы за сохранение вуза почти не осталось, решение в Москве (против его воли, конечно) принято окончательно, это государственная политика, которую он, как послушный госчиновник, обязан выполнять, невзирая на собственные чувства и интересы выбравших его людей!

И все это снова неправда! Какая же это государственная политика, если из 136 вузов, первоначально попавших в список неэффективных, на сегодня осталось не более 30. Из 16 государственных университетов на сегодняшний день в списке осталось только два! Если президент в своем послании Федеральному собранию говорит, что настала пора сменить акценты, что пришло время поддержки гуманитарного образования, региональной интеллигенции, системообразующих региональных вузов с богатой историей – как центров поддержки государственной политики в области воспитания патриотизма, межнациональной толерантности, гуманитарных ценностей и национальных культур.

И, наконец, есть в России и примеры настоящих ректоров, подавших в отставку после принятия министерством решения, которому они не смогли противостоять. А наш готов возглавить и собственноручно ликвидировать вуз, давший ему все, и которым он просто не смог эффективно управлять!

Так почему же мы за отставку Семенова?

Потому, что в предстоящий период потребуется объединение усилий администрации вуза и общественного движения в его защиту. Потому, что сейчас нужна четкая программа вывода вуза на новый уровень развития. Потому, что такую программу оппозиция не сможет составить без опоры на коллектив, без достоверных данных о финансовом состоянии вуза, без анализа всех процессов за последние несколько лет, без плотного взаимодействия с городскими и региональными властями.

Все это невозможно осуществить, пока на самом верху в университете засела «пятая колонна», сливающая университет, пока все экономические данные глубоко засекречены, пока люди, начавшие борьбу за сохранение самостоятельности университета, позиционируются как «враг номер один» вузу, пока коллектив разобщен и поделен на «своих» и «чужих».

Мы не верим, что Семенов может измениться сам и изменить принципы своего управления. Он не верит в вуз, а вуз больше не верит в Семенова. Пять лет, в течение которых университет не развивался, и закономерным итогом которых стало его нынешнее положение, нельзя просто так простить и дать человеку «порулить еще». Единственный выход – это демократическая смена ректора прямым всеобщим тайным голосованием всего трудового коллектива. Без всяких квот и административного давления, без подковерных игр и интриг. Без давления начальников на рядовых преподавателей, без «кнута и пряника» для членов Ученого совета.

Опыт прошедших пяти лет показывает, что эти, в сущности, очень простые и естественные требования, невозможно реализовать при Семенове. Он на это не пойдет. Поэтому он и должен уйти.

Профессора МаГУ: В.А.Беликов, В.М.Белый, М.В.Кожевников, К.Н.Савельев, В.С.Славин, Л.Е.Смушкевич, З.М.Уметбаев.

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Из почты редакции

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка