Ваш регион

+9°

ночью +6°

утром +10°

USD

91.27

EUR

100.74

Среда

11 сентября

Лента новостей

август 2024
сентябрь 2024
октябрь 2024

11 сентября

Одни переформатировались, другие потерялись. Объединения бизнесменов Магнитки канули в Лету?

Магнитогорск. В конце июня Дмитрий Медведев посетил город металлургов. В ходе выступления на форуме «Единой России» премьер в очередной раз подчеркнул необходимость поддержки малого и среднего бизнеса.

7329 просмотров 12
Одни переформатировались, другие потерялись. Объединения бизнесменов Магнитки канули в Лету?

Сказанное в Магнитогорске, это похоже на иронию: ведь активность бизнес-сообщества у нас последние годы, кажется, только снижается.

Если вспомнить события трех-четырехлетней давности, то одной из самых ярких тенденций в среде городского бизнес-сообщества было стремление к объединению. Мелкие и средние предприниматели активно создавали некоммерческие партнерства, не только по отраслевому принципу, и вступали в разного рода объединения. Это можно считать одним из «показателей здоровья»: только если в бизнесе все относительно в порядке, остается время и ресурсы для «непрофильной» деятельности. С другой стороны, тогда предприниматели, очевидно, видели в объединении практическую пользу: планировали устанавливать правила игры на рынке, совместно разрабатывать стандарты работы, выходить с предложениями к органам власти и т.д. Сейчас о деятельности таких объединений практически ничего не слышно. Значит ли это, что некоммерческие партнерства как инструменты совместного решения проблем доказали свою несостоятельность? Или объединениям предпринимателей сейчас просто не уделяется прежнего внимания? А может бизнес занят более насущными проблемами, чем «общественная» деятельность?

В другом формате

Первая возможная причина снижения бизнес-активности – это переформатирование деятельности. Если раньше предприниматели объединялись в основном по отраслевому принципу, то сейчас на арену вышли масштабные, институализированные гибридные объединения, которые совмещают в себе и черты общественных организаций, и признаки политических партий. Речь идет об организациях типа «Деловой России» и «Опоры России».

«Глобальная цель «Опоры России» - это развитие бизнеса, снятие административных барьеров, разработка механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. На местах «Опора» нередко выступает как «балансир», который координирует действия власти и бизнес-сообщества», - говорит Евгений Фомин, председатель Магнитогорского отделения ЧРО «Опора России».

Несмотря на упреки в «политизированности», «Опора» презентует себя именно как организация, отстаивающая интересы бизнеса. «Так, три года назад планировалось увеличение страховых взносов едва ли не в три раза. «Опора» стала организатором сбора подписей за отмену этого решения», - рассказывает Евгений Фомин.

Масштабность подобного объединения – это и минус, и плюс. Организация решает «глобальные» проблемы, не принимая во внимание отраслевую специфику.

«У всех предпринимателей есть общие проблемы. Что касается Магнитогорска, то мы сейчас работаем над увеличением объемов субсидирования бизнеса. В этом году на поддержку МСБ было выделено 1,158 млн руб. С одной стороны, это в два раза больше чем в 2015-м. С другой стороны, в Верхнеуральском районе, для сравнения, сумма субсидий также приближается в 1 миллиону. Наверное, такая соразмерность – это неправильно, ведь территории разные. Местное отделение «Опоры» работает над тем, чтобы открыть в Магнитогорске Центр микрофинансирования бизнеса, по примеру Сатки», - отмечает Евгений Фомин.

Внимание к конкретным сегментам бизнеса должно обеспечиваться за счет комитетов, в «Опоре» их 10. Но «общие» интересы, несомненно, превалируют над интересами «отраслевыми». И в этом смысле объединения типа «Опоры» не могут полностью компенсировать преимущества отраслевых некоммерческих партнерств. С другой стороны, «Опора» походя пытается реализовать и функцию «статусного» объединения: то есть давать возможность разным предпринимателям общаться, организуя бизнес-завтраки, какие-то развлекательные мероприятия.

Личный интерес

Еще одна причина упадка некоммерческих партнерств – их изначально несовершенная структура, когда объединение держится на инициативе и ресурсах одного или нескольких членов. Понятно, что в условиях кризиса при таком раскладе даже самый вдохновенный организатор начинает перераспределять силы, больше внимания уделяя своему бизнесу.

Так, формально существует, но фактически уже не работает партнерство предприятий индустрии красоты «Красивая планета». Объединение решало не только внутренние задачи, но и вело активную внешнюю деятельность: совместные обучения, соревнования, фестивали для горожан.

«Я считаю, что подобные объединения для бизнеса необходимы. Мы в свое время проводили замечательные мероприятия: выставки, чемпионаты. Последние соревнования по боди-арту прошли у нас в мае 2010 года. С тех пор мы ничего не организовывали. Такая деятельность не должна держаться на инициативе одного человека. Либо этот человек должен быть очень сильным», - говорит председатель НП Вера Лихобаба.

Фактически не работает и объединение клининговых компаний, хотя предприятия, входившие в него, до сих пор продолжают нести благотворительную нагрузку. Например, моют окна ветеранам накануне Дня победы.

Мало что известно сейчас о деятельности (хотя это не значит, что они не работают) НП «Гильдия честного бизнеса», Союза «Уралбытсервис», «Ассоциации молодых предпринимателей» и других.

Другими путями

Другие объединения продолжают функционировать. К ним относится объединение туристических компаний, «Гильдия риэлторов», Ассоциация женщин-предпринимателей. Руководители этих партнерств отмечают, что активность бизнеса осталась на прежнем уровне, просто освещается меньше (или иначе), чем раньше.

«Только в последнее время мы провели несколько круглых столов, посвященных вопросам подготовки кадров и путям выхода из кризиса. Активно сотрудничаем с администрацией, «Деловой Россией», «Опорой России», торгово-промышленной палатой, «Ассоциацией молодых предпринимателей», «Объединением защиты прав потребителей». Актив партнерства составляют 15 женщин-предпринимателей, каждая представляет определенную сферу. Даже несмотря на кризис, мы продолжаем встречаться и обсуждать насущные проблемы. Если этого не делать, мы ощущаем информационный вакуум», - говорит Светлана Чистякова, председатель городского отделения НП «Союз женщин предпринимателей Челябинской области «Союз Успеха».

Одна из причин того, что создается впечатление снижения активности партнерств, - это изменение структуры управления администрации, которое отвечает за работу с малым и средним бизнесом, полагает Светлана Чистякова. Кроме того, раньше в городе были специализированные бизнес-журналы, которые освещали работу ассоциаций, был сайт отдела по работе с малым и средним бизнесом. Сейчас эта ниша пустует, создавать своей ресурс – дорого и трудозатратно. Поэтому здравствующие партнёрства ищут другие пути.

«Главная цель Гильдии риэлторов – это создание цивилизованного рынка недвижимости. И мы ее последовательно решаем по сей день. Активность гильдии не снижается, правда освещение деятельности сейчас происходит больше в социальных сетях и мессенджерах, типа «ВКонтакте» и Viber», - говорит Любовь Волкова, один из членов Гильдии.

Власть потеряла интерес?

Еще одна возможная причина – отсутствие «властного» запроса. Один из предпринимателей и по совместительству член несуществующего партнерства отметил, что работать стало бессмысленно, потому что «нами никто не занимается».

Виктор Барабанов уверен: магнитогорские объединения активно развивалась тогда, когда властным институтам нужно было показывать этот вид работы. Как только необходимость отпала – этот процесс заглох.

Однако в Магнитогорске работает отдел координации малого предпринимательства и торговли администрации города. Хотя он совершенно естественно ориентирован больше на помощь предпринимателям вообще, а не на культивирование бизнес-объединений.

«По состоянию на 1 января 2016 года у нас зарегистрировано 15 общественных объединений в различных сферах. Администрация всегда рада полезным и актуальным инициативам, все возможное содействие объединениям предпринимателей гарантировано. У нас по-прежнему работает координационный совет, который собирается не реже, чем раз в квартал. Одна из его задач - это распределение субсидий. К слову, в Магнитогорске в 2016 году заложено 1,25 млн рублей на субсидирование малого и среднего бизнеса. Плюс город получит дополнительное софинансирование из области с коэффициентом 8,0 как моногород. Таким образом, планируемая к выдаче предпринимателям Магнитогорска сумма в этом году – одна из самых значительных за все время действия программы субсидирования. Стараемся мы и максимально полно информировать бизнесменов. На сайте администрации города работает раздел «Малый бизнес», информация там обновляется часто. Плюс работает группа «ВКонтакте», - рассказывает начальник отдела Оксана Швачкина.

Объединения – это имитация деятельности

Мнения о том, что любое объединение – это противоестественный процесс для предпринимателей, придерживается Виктор Барабанов, руководитель Ассоциации малого и среднего бизнеса г. Магнитогорска.

«Мы давным давно отказались от таких атрибутов объединения, как членство, и сейчас работаем исключительно на информационной основе. Причина проста: предприниматели сами почти никогда не объединяются. Возникновение практически любой сколько-нибудь заметной общественной организации предпринимателей - результат политической инициативы в борьбе за властные полномочия, способы влияния на власть или бизнес-пространство. Если говорить об отраслевых партнерствах, то они либо являются обязательными (СРО), либо это временное коммерческое объединение для решения специфических задач, типа картельных соглашений, в том числе нелегальных. Члены коммерческого отраслевого объединения остаются конкурентами друг другу и такие объединения сразу распадаются как только поставленная задача решена», - полагает Виктор Барабанов.

У неотраслевых объединений, типа «Деловой России», «Опоры России» или координационного совета при администрации, единственная задача – это имитация деятельности, имитация процесса взаимодействия власти и представителей бизнес-сообщества, которая имеет политический подтекст, уверен Виктор Иванович.

Бессмысленность объединения предпринимателей в пределах города определяется комплексом факторов. Во-первых, 70% магнитогорского бизнеса – это торговля.

«Попытки создания общественных торговых объединений предпринимались неоднократно и администрацией города, и разного рода инициативными группами. Мечта власти создать актуальную базу данных о всех мелких предпринимателях, особенно торговых, никогда успешно не решалась, хотя бы потому, что она сродни попытке пометить маркером всех муравьев в муравейнике. Общественные объединения типа «Родной город» возникают через объединение усилий небольшого числа предпринимателей в решении конкретных задач, например, борьбы с монополизацией розничного рынка федеральными сетями. Такие объединения – скорее акт отчаяния, нежели факт прогресса, – говорит Виктор Барабанов. – Кроме того, сейчас в Магнитке большая часть предпринимательства – это нелегальный бизнес. В него включены от 35 до 40 тысяч трудоспособного населения города. Понятно, что нелегальный бизнес к объединению не склонен».

Но самое важное – основные проблемы и претензии бизнеса лежат за пределами полномочий городской администрации. А значит, городские партнерства утрачивают главную задачу – коллективного решения насущных задач.

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Служба новостей «Верстов.Инфо»

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка