Ваш регион

+22°

вечером +16°

ночью +11°

USD

94.32

EUR

100.28

Четверг

18 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

18 апреля

Измениться нельзя умереть. Зачем власти душат мелкорозничную торговлю в своих объятиях?

Магнитогорск. Люди любят, чтобы им говорили то, что им хочется услышать, даже если сказанное – ложь, упакованная в фантики из полуправды и недомолвок. Этим обстоятельством широко и беззастенчиво пользуются и государственная пропаганда, и коммерческая реклама. Так было всегда, так остается и поныне.

10182 просмотра 20

К счастью, в эпоху интернета возможность назвать вещи своими именами все же имеется. Ниже я обобщенно изложу то, как называли «своими именами» положение вещей магнитогорские предприниматели на дистанционном совещании «Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Магнитогорска».

Проблема эта касается примерно одной трети населения, или десятков тысяч трудоспособных жителей Магнитогорска, хотя большинство из них о ней ничего не знает. Это те, кто занят в сфере малого предпринимательства.

Что такое малый бизнес?

Поясню «на пальцах» для непосвященных, что такое малый бизнес (так как есть и мудреные законодательные определения «индивидуальный предприниматель», «малое предприятие» и другие). Экономику Магнитогорска и занятое в нем население можно приблизительно разделить на три части:

– градообразующее предприятие (ММК и иже с ним крупные и средние предприятия);

– бюджетники (образование, здравоохранение, оборона, бюрократия, ну и, конечно, силовики – во всей их многочисленности и многообразии);

– все остальные, кто не входит в разряд крупных и средних предприятий или бюджетных организаций, – малый бизнес.

Сфера малого бизнеса по многообразию видов деятельности не имеет себе равных. В нем создают эликсиры бессмертия, проводят сложнейшие медицинские процедуры, торгуют паленой водкой, производят фальшивые бренды, могут отремонтировать или восстановить автомобиль или устройства, признанные экспертами производителя безальтернативно подлежащими утилизации. Но главным образом в малом предпринимательстве так или иначе торгуют.

В Магнитогорске в малом бизнесе занято примерно 40 тысяч человек. Возможно, меньше, но в любом случае это десятки тысяч трудоспособных… Малый бизнес – не отрасль производства (подобная металлургии или строительству), а любые виды деятельности тех, кто не может, реже – не хочет, найти применение своему труду в первых двух из названных частей экономики Магнитки.

Примерно на 60-70 процентов малый бизнес – это торговля, почти все остальное – различные услуги населению. Говорить о том, что малый бизнес может быть и венчурным, и инновационным (то есть наукоемким и высокотехнологичным), здесь не имеет смысла из-за ничтожно малой доли таких видов предпринимательства в экономике Магнитки. Причем эта малая доля не только не растет, но и, скорее всего, сокращается из-за оттока высококвалифицированных кадров, замещаемых мигрантами из соседних стран СНГ. Фактов такого неравноценного замещения предостаточно.

Зачем нужен малый бизнес?

Благополучие и даже само существование Магнитогорска связано с единственным градообразующим предприятием города и целиком зависит от его успешной работы и развития. Однако это вовсе не означает, что город может существовать без малого бизнеса. Последний – необходимый элемент городской экономики. Он существовал даже при Советах, пусть нелегально, уголовно преследуемый. В развитых западных экономиках малое предпринимательство многопрофильно и имеет большой удельный вес в производстве ВВП (в некоторых европейских странах 40 и более процентов), причем структура его меняется и совершенствуется сообразно требованиям научно-технического прогресса.

В России, особенно в городах с моноэкономикой, малый бизнес иной. Во-первых, структура его архаична и неизменна уже 30 лет. Во-вторых, его вклад в ВВП (валовый внутренний продукт) невелик и в значительной части не учтен. В-третьих, все безобразия, связанные с «серыми» и «черными» зарплатами, неучтёнкой, производством и реализацией контрафакта и фальсификатов, нарушениями техники безопасности и многим другим, происходят преимущественно в нем. Спрашивается: зачем он такой нужен? Любой государственный муж тут же заявит, что малый бизнес необходим, но только там следует навести порядок. А порядок – это неукоснительное соблюдение предпринимателями законов, причем и тех, которые интересы предпринимателя либо ущемляют, либо не учитывают. Тут и начинаются закавыки.

Государству сфера малого бизнеса интересна и даже необходима потому, что туда совершенно без затрат из бюджета сливается почти вся безработица. На сайте Магнитогорского центра занятости, прямо на главной странице, указано число безработных в Магнитке – около 3 000 с маленьким хвостиком. То есть с трудоустройством у нас не просто хорошо, а так замечательно, что Швейцария, Норвегия вкупе с Арабскими Эмиратами нервно курят в сторонке. На самом деле в Магнитке, впрочем, как и в большинстве других российских городов, безработных десятки тысяч, если учитывать их не по методике центра занятости, а исходя хотя бы из совершенно очевидной истины, что безработными являются те, кто может и хочет работать, но не может найти работу, обеспечивающую человеку нормальные условия существования.

Вот для ясности реальный пример сегодняшнего дня. Строится частный дом. Идет монтаж кровли. На дворе – минус 28 с сильным ветром. Работают четыре парня. У одного нет ног по самые… ну, значительно выше колен. Он даже шутит, что без ног на крыше даже сподручнее. До этого у них два месяца работы не было, после этой работы перспектив до весны тоже нет. Заработают, правда, прилично. Безработные они или нет? Они себя безработными не считают. Государство тоже. Нет безработных – нет проблемы, которая во всем мире одна из самых болезненных. Потому что, если человек лишается возможности получения средств к существованию за счет своего труда, он, изъясняясь словами Маркса, пополняет армию официального пауперизма, то есть асоциальных элементов, которым при случае без разницы, за кого громить витрины: за Навального, или Емельку Пугачева, или...

Разумно ли душить малый бизнес?

Власть данное обстоятельство в тяжелые времена, как правило, учитывает и, чтобы сохранить за малым бизнесом роль социального амортизатора нищеты и безработицы, ограничивает на него административно-финансовое давление. Но длятся такого рода послабления недолго и в основном в тех сферах бизнеса, где от них предпринимателям ни холодно ни жарко. Вернемся к примеру с все той же бригадой строителей. Они налогов никогда не платили, не платят и платить не собираются. Контролирующие органы такого рода деятельность интересует мало просто потому, что налоговое администрирование (затраты на сбор налогов) здесь обещают быть много больше суммы налоговых сборов.

Но есть сфера малого бизнеса, которую принимаемые законы и нормативные акты буквально душат, хотя власти и пытаются доказать, что душат в объятиях. Это мелкорозничная торговля, которая ведется преимущественно с лотков, из киосков и иных временных сооружений. Почти вся лоточно-киосковая торговля размещена на территориях торговых комплексов, таких как Центральная городская ярмарка (ЦГЯ), ТЦ «Радуга вкуса», Центральный крытый рынок и других. Несмотря на свою архаичность, мелкорозничная рыночная торговля имеет перспективы, уверенно занимая нишу, которая в последние кризисные годы даже расширялась. Падение реальных доходов населения последние несколько лет переориентировали часть платежеспособного спроса из сетевого ритейла на ярмарки. Это вовсе не значит, что малоимущим слоям населения наскучило покупать картошку и носки в теплых и светлых «Магнитах» и «Пятерочках», заполонивших Магнитку, и они пошли покупать на рынки. Нет, просто с лотка получается все же дешевле. Закономерность тут всем очевидна. Растет экономика – растут современные виды торговли, экономика падает – повышается доля архаических видов торговли.

Похоже, подобному положению вещей власть надумала положить конец путем причинения смерти лоточной торговле. С этого года мелкорозничная рыночная торговля законом приравнена к стационарной рознице и к ней применяются аналогичные требования. Например, лоточник должен теперь применять кассовый аппарат с выходом в интернет! Короче, затраты на ведение бизнеса какой-нибудь тетки, морозящей сопли на улице при торговле с лотка мороженой хурмой, должны стать симметричными затратам какого-нибудь «Магнита» или «Пятерочки». Как это будет претворяться в жизнь, пока неясно, но еще не вступивший в силу ФЗ-248 «О государственном контроле» в статье «Инспекционный визит» заставляет предпринимателей поломать голову над пунктуацией в предложении, отражающем их перспективу: измениться нельзя умереть. Но где поставить запятую, если измениться невозможно, а умирать не хочется?

Если сказать проще, у многих предпринимателей сложилось непреходящее ощущение, что государство с рвением, достойным иного применения (например, оказания реальной помощи малым предприятиям в период пандемии), намерено внедрять требования к деятельности предпринимателей по принципу: «Соответствуй новым требованиям законов или уходи». Как добиваться соответствия, власть знает. Начнут создавать комиссии, чтобы бомбить лоточников и других торговцев, за ними и всех иных. А вот о том, куда деваться тем, кто объективно не сможет соответствовать новым требованиям (а таких многие тысячи!), нигде и ничего не говорится. При этом никто ведь не сомневается, что с безработицей, по данным центра занятости, у нас по-прежнему все будет замечательно или всего чуток не так замечательно… Согласится ли с подобным положением вещей многочисленная, хотя и аполитичная социальная группа? Судя по результатам совещания в «Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Магнитогорска», не согласится!

Виктор Барабанов, президент АНО «Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Магнитогорска»

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Виктор Барабанов

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка