Ваш регион

ночью +12°

утром +17°

USD

91.78

EUR

98.03

Понедельник

29 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

28 апреля

27 апреля

Правозащитник Евгений Гончаров высказался о прошедших выборах

Состоявшиеся в минувшие выходные выборы разных уровней власти в 85 субъектах Российской Федерации показали: статья 3 Конституции России, которая гарантирует, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», не в полной мере реализуется в жизни.

42928 просмотров 9

Итоги дополнительных выборов депутата Магнитогорского городского Собрания, состоявшихся 10 сентября в 140, 144 и 145 микрорайонах города, наводят на весьма угрюмые размышления.

Число жителей этих микрорайонов, внесенных в списки избирателей, составило 10 288 человек. На избирательные участки в прошедшее воскресенье пришли (или проголосовали на дому) 1 066 избирателей. Еще 89 человек проголосовали через Интернет. Избирательные комиссии признали действительными 1 163 бюллетеня (голоса). Небольшая погрешность – в рамках приличия. О чем говорят эти цифры?

Во-первых, явка реально пришедших на избирательные участки составила 10,36 % (1066 : 102,88). Вместе с голосующими по Интернету «явка» подтянулась до 11,3 % (1163 : 102,88). Во-вторых, за победителя («Единая Россия») проголосовало 848 человек, то есть 8,24 % от проживающих в округе магнитогорцев (848 : 102,88).

В Москве как грандиозную победу восприняли явку на выборы в 42,5 %. Но это явка за три дня голосования (с 8 по 10 сентября). То есть если, как выражается молодежь, это число тупо разделить на три, то явка за один день составит 14 %. В количественном же выражении всего на выборах в Москве проголосовало 3 миллиона 284 тысячи избирателей. А теперь внимание: из них 2,5 миллиона человек проголосовали через Интернет посредством ДЭГ (дистанционное электронное голосование), где голосование продолжается круглосуточно.

В результате мэру Москвы Сергею Собянину отдали предпочтение 76,39 % от числа принявших участие в выборах. Таким образом, от общего количества москвичей мэра избрали 32,5 %. Ну хоть третья часть жителей лично и через компьютер за три дня выдали градоначальнику мандат на управление.

Даже из этих двух примеров можно сделать весьма серьезный вывод: налицо кризис доверия граждан к институту выборов в России.

Думаю, что первый звоночек в эту дверь прозвучал, когда в бюллетенях для голосования была отменена графа «против всех». Большинство из тех, кто во всем списке претендентов в депутаты, в главы городов, в губернаторы не находил «своего» кандидата, не ходил на избирательные участки. Явка на выборы после этого стала снижаться год от года. И вот наступил момент, когда власти были вынуждены отменить нижний порог этой самой явки.

Напомню, в старые добрые времена выборы признавались состоявшимися, если в них участвовало не менее 50 процентов от числа жителей избирательного округа (микрорайона, города, сельского района, области, страны). После внесенных изменений любое количество явившихся на выборы (хоть 3 %) делало эти выборы законными.

Именно в то время в стране стал популярным анекдот. На выборы пришли 5 человек. За одного из кандидатов проголосовали трое. Супруга пытает дома победителя: ну ладно, один голос твой, второй мой, но признавайся – кто она?!

А главное, власть по первости перестала вообще заниматься призывами к гражданам приходить на выборы. Буфеты на избирательных участках, музыка, выступления артистов художественной самодеятельности, транспаранты так и остались в советском прошлом, всё больше и больше отдаляющимся от настоящего.

В один год в некоторых городах (в том числе в Магнитогорске) провели эксперимент: в целях экономии средств перестали разносить по почтовым ящикам приглашения с указанием адреса избирательного участка. Наклеивали общие приглашения на двери подъездов. Явка в тот год просто рухнула.

Власти спохватились, когда поняли, что вопрос законности выборов и вопрос легитимности избранной власти – это абсолютно разные вопросы. И ответы на них тоже могут быть совершенно разными. Кандидат, избранный в устоявшейся политической системе, например, пятью процентами населения, вряд ли может считаться получившим доверие для проведения каких-нибудь глобальных реформ, к примеру, на существенное изменение общественно-политического устройства или получившим доверие на серьезные финансовые траты бюджета города, области, страны.

Понимая это, кое-что из прошлого решили вернуть. Вернули. В искаженном виде из прошлого вернулись только призывы (читай – приказы) к подчиненным не просто прийти на выборы, но и проголосовать за конкретного кандидата. А иначе…

Однако и эти превентивные (предупредительные) меры, как видим, дают сбой. Не каждому гордость позволяет корректировать свободу совести. Не каждый работает на предприятиях и в учреждениях, где все построено на властном подчинении. «Предлагаемые» кандидаты в большинстве своем, может, и проходят, но уровень их легитимности неуклонно снижается. Избиратели все больше и больше разуверяются в том, что от их голосования что-то зависит. Люди все больше и больше устают от персон с одним и тем же содержанием. Граждане все больше и больше скучают по новым – ярким и умным личностям, которые без традиционных фраз просто вызывают доверие.

И ведь нельзя сказать, что магнитогорцев совсем не интересуют городские выборы. Достаточно привести пример, что только на сайт «Верстов.Инфо» на материалы о местных избирательных кампаниях и их итогах «заходят» от шести тысяч до тридцати тысяч посетителей. И тем не менее, как показывают результаты голосований, выдвинутые кандидаты не вызывают всеобщего восторга.

Я со своими помощниками провел среди нескольких магнитогорцев блиц-опрос, при котором мы навскидку попросили назвать известных им депутатов магнитогорского городского Собрания. Почти все назвали только Александра Морозова (кто-то вообще никого не назвал). Это, конечно, неудивительно, поскольку Морозов – старожил депутатского корпуса, которого жители всегда избирают огромным количеством голосов, и он уже не первый созыв является председателем Собрания. Но ведь это очень мало для 32 депутатов. Тем более что Морозов, так же как и все, представляет только 13 тысяч магнитогорцев (вместе с детьми). А кто представляет остальных?

Выборы президента России, которые состоятся в марте следующего года, опасений не вызывают. На федеральные выборы граждане ходят всегда охотно. Наверное, потому, что агитация идет полным ходом, и, наверное, потому, что эти выборы для всех нас каждый раз являются судьбоносными.

Но через два года, в сентябре 2025-го, магнитогорцам предстоит избрать на общих выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области, а также новый состав всего Магнитогорского городского Собрания депутатов.

Очень бы хотелось, чтобы не только руководители, но и все жители Магнитки понимали, что местная власть – самая близкая к простым людям. И эта «представительная власть народа» должна быть облечена доверием. Серьезным доверием своих избирателей. А для этого, я полагаю, и власти всех уровней, и избирательные комиссии, и средства массовой информации должны вспомнить сатирическую миниатюру Михаила Жванецкого и «что-то поменять в консерватории».

Евгений Гончаров

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Евгений Гончаров

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка