Ваш регион

+10°

ночью +4°

утром +11°

USD

91.26

EUR

98.83

Среда

15 мая

Лента новостей

апрель 2024
май 2024
июнь 2024

15 мая

Новости / Экономика20 октября 2009

Кризис пошел ножками - далеко и надолго

Прошёл год, как мир погрузился в кризис. Сейчас экономисты разделились на два лагеря: сторонники того, что дно экономического упадка уже достигнуто, и впереди мировую экономику ожидает подъём, и те, кто, напротив, сомневается в этом утверждении.

4221 просмотр 5
Кризис пошел ножками - далеко и надолго

О том, что кризис «пошел ножками», мы поговорили с одним из сомневающихся – кандидатом экономических наук – Виктором Ивановичем Барабановым.

Недаром первый год рождения ребёнка знаменуются его главными событиями в жизни. Сколько счастья у окружающих, когда малыш делает первые шаги, начинает самостоятельно передвигаться по земле… А вот плохо для нашего кризиса «пойти ножками», али хорошо, покажет время... Пока же мы представляем Вам авторитетную точку зрения Виктора Ивановича.

 

- Виктор Иванович, что сейчас экономисты, в частности Вы, подразумеваете под словосочетанием «экономический кризис»?

- Большинство экономистов, в том числе и я, под «экономическим кризисом» подразумеваем в первую очередь абсолютное сокращение производства, рецессию. То есть, стадию делового цикла, когда показатель роста ВВП имеет отрицательную величину. Между прочим, уже и нобелевские премии присвоены экономистам, которые утверждают, что с цикличностью (рецессиями) покончено. А вот поди ж ты! В 2008 Полу Кругману Нобеля уже присвоили, причем, вообщем-то за то, что он критиковал тех, кто утверждал, что с деловыми циклами покончено.

 

- То есть в развитии кризиса ничего не изменилось?

- Почему же? Экономический кризис, я думаю, углубляется. При этом первые официальные лица нашей страны, президент и премьер-министр, в средствах массовой информации намекают о том, что в России начинается процесс выхода из кризиса. Думаю, это не так. Если не углубляться в риторику – а что такое выход из кризиса. Конечно, если вы в кризисе, то вы и в выходе из него. Правда, выхода два: или на своих ногах или вперед ногами. Год-то мы закончим, даже с количественным падением ВВП, я уж не говорю, что качественных структурных изменений в ВВП как не было, так и нет. Некоторое экономическое оживление последнего времени связано с колебаниями рыночной конъюнктуры, а не результатами антикризисных мер. Например, утверждение властей, что удалось обуздать инфляцию, практиками едва ли будет принято на веру. Вообще, сейчас в нашей экономике наблюдается редкое, не проявлявшееся с 70-х годов 20 века явление, стагфляция. Это сочетание спада производства с инфляцией. Штука очень специфическая. Типа сифилиса, осложненного гепатитом и трихомонозом для любителя «секс-туризма»…

 

- Теперь что касается бизнеса. Вы как президент ассоциации малого и среднего предпринимательства в нашем городе, как думаете: какой сектор бизнеса раньше выйдет из кризиса: малый, средний или же крупный?

- Что касается малого бизнеса в период кризиса – тут всё совсем не так однозначно. Как только произошёл спад производства, малый бизнес поделился на две большие группы: часть этого бизнеса просто прекратило существование (вы прекрасно видите, как закрываются магазины, мелкие предприятия прекращают свою деятельность), а другая часть малого бизнеса, наоборот, получила некоторые экономической выгоды от этого кризиса. К примеру, когда крупные торговые сети стали «сворачиваться», этот сегмент рынка заполнили предприятия малого бизнеса, которые в стадии подъёма проигрывали конкуренцию торговым сетям. В этой ситуации малые предприятия сохранили свою клиентуру, но и к ним пришли бывшие клиенты крупных компаний, ушедших с рынка нашего города. Поэтому, прежде всего, «стагнируют» и испытывают серьёзные финансовые трудности крупные предприятия, от которых зависит и малый бизнес. Конечно, и малые предприятия зависят от состояния крупных, так как обслуживают их платежеспособный спрос и в этом смысле страдают. Тут экономическая связь, безусловно, есть. Условно говоря, если роняет по объёму производства Магнитогорский металлургический комбинат, падает заработная плата его работников, падают доходы и всё прочее, то естественно отражается это и на строительстве, и на коммунальных и других услугах – вследствие отражается и на бизнесе. Но малый бизнес это может пережить, поскольку может стерпеть отсутствие дохода, а крупное предприятие так работать не может. Оно может терпеть убытки до определённого момента, однако затем его ожидает банкротство.

 

- Затронув тему градообразующих предприятий, хочется продолжить её следующим фактом: в СМИ неоднократно говорилось, что в Минэкономразвитии с появлением кризиса начался бурно обсуждаться вопрос о так называемых «моногородов». В том числе и в нашем городе до сегодняшнего дня ждали, когда же и Магнитогорск федеральные чиновники отнесут к городу с моно экономикой. Однако этого не произошло. Что вы думаете по этому поводу?

- Что значит: не зачислили в счёт моногородов? Магнитогорск является городом с моно экономикой – это бесспорно и очевидно. Здесь господствует экономика одного предприятия, чтобы там не говорили в Минэкономе. Другое дело, Магнитогорск – моногород, но достаточно успешный. Тому подтверждение: в условиях кризиса комбинат работает! Более того -реконструируется. А это главная составляющая антикризисных мер.

Если, к примеру, в каком-нибудь районном городе есть градообразующее предприятие, причём неуспешное, то вся глубина кризиса здесь, конечно, проявится с ужасающей жестокостью. Однако Магнитогорск отличается от таких городов тем, что здесь есть не просто производство, а полный его цикл – соответственно существует ни один комбинат, а несколько компаний, участвующих в выпуске металлургической продукции. Кроме того, в нашем городе – огромная бюджетная сфера, которая поддерживает социальную занятость населения и имеет свои предприятия. Также развита сфера обслуживания, хотя, к сожалению, совершенно недостаточно разного рода предприятия малого и среднего бизнеса. 


- А как же всё-таки отделить малый бизнес от таких градообразующих предприятий?

- Малый бизнес от градообразующего предприятия искусственно никак не отделить! Вопрос можно поставить по-другому: может ли в условиях господства моно экономики развиваться предприятия, в том числе и малого бизнеса? И это большая серьёзная проблема, суть которой в перестройке структуры экономики в целом! При этом эта проблема в России только в последнее время стала обсуждаться. Напомню, что кризис имеет и положительный аспект. Кризис – это такие условия, когда, не произведя модернизации экономики, не произведя структурных изменений в соответствии с потребностями времени, из кризиса не выйдешь! И, к сожалению, вся российская экономика, в том числе и экономика Магнитогорска, в структурной перестройке мною не замечена. Рад бы был ошибиться. Да, вряд ли... Что сейчас делают на Западе, очень много средств тратится на структурную перестройку, на модернизацию собственной экономики для того, чтобы создать новую экономику, отвечающую запросами нынешнего времени. У нас же в России задачи структурной перестройки, равно как и развитие малого действия, не более, чем воинствующая риторика. То есть слова говорятся правильные, а воплощение - сплошное издевательство: в виде запоздало принятых законно и постановлений, имитации поддержки и тому подобное…

 

- Почему все эти мысли о модернизации экономики – только лишь на словах?

- Вопрос крайне сложный, поскольку помимо политической воли, необходимо ещё и преодолеть старое сознание. То есть, как мыслят монополисты – это обособление их интересов и обеспечение жизненных условий определённой верхушки власти – владельцев крупных сырьевых компаний, «больших» чиновников. При этом о развитии малого бизнеса они обязаны думать – это прерогатива государственной власти в лице Президента и правительства. В принципе, чтобы перестроить экономику, нужно не менее десяти лет. И эти десять лет, даже больше, мы прожили с момента развала СССР и создания Российской Федерации – однако за это время мы не занимались модернизацией экономики, а просто продолжали ту самую экономическую политику, которая была ещё при советской власти – мы торговали нефтью и продолжаем это делать. И мы сейчас выйдем из кризиса только при одном условии – если вырастут цены на нефть, газ, металл и т.п. Но это ведь не выход из кризиса – это лишь иллюзия его преодоления, а на самом деле от чего ушли - к тому и пришли вновь. В то время как Запад вкладывает в модернизацию экономики деньги, мы сидим и потираем ладони в ожидании подорожания цены на нефть – но это ведь не выход из кризиса!

 

- Завершая наш разговор, скажите, пожалуйста, каковы ваши прогнозы по поводу развития экономического кризиса. Что обычным людям в итоге ожидать и что можно сделать, чтобы выжить в это не простое кризисное время?

- Те, у кого сейчас деньги есть – вкладывают и правильно делают – в недвижимость, упавшую в цене. Это традиционный вид вложения денег. Реальные, а не спекулятивные инвестиции. Простым людям, у которых денег, естественно, нет, нужно делать, или учиться делать, что-то руками. К примеру, возрождать личные подсобные хозяйства, создавать минимастерские и другое. И жить, как можно полнее и интереснее. В кризис делается больше конструктивного чем в эпоху Бума, когда все пытаются жить не по средствам. Кризис – это диспропорция, это неправильная экономика, результат того, что что-то производили слишком много под «раздутый» спрос. А что-то, может быть, не производили. А что? Не достаточно производили нового, повышающего производительность труда. Для устранения этого перекоса и нужен кризис. Кризис насильственно разрушает часть невостребованных в новых условиях производительных сил. Вот почему закрываются предприятия, а на их месте должны реально создаваться новые инновационные, в частности. Моя позиция – этот кризис затянется ни на один и ни два года, а надолго! И, скорее всего, как считают и многие экономисты, период кризис - депрессия продлятся, возможно, около, пятнадцати лет. Будут локальные оживления экономики, но вперемешку со стагнацией. В истории это все уже было и не раз. А надеяться, что через год кризиса начнется новое десятилетие бума… Хотелось бы, конечно. Но как говорил красноармеец товарищ Сухов: «Это - вряд ли».

 

Беседовал Евгений Иванников

 

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

интернет-журнал "Потребитель"

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка