Ваш регион

+17°

днем +22°

вечером +17°

USD

91.78

EUR

98.03

Воскресенье

28 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

28 апреля

27 апреля

Новости / Персоны1 декабря 2010

Слово о «рабочем директоре»

Сегодня исполнилось 105 лет со дня рождения легендарного директора ММК с 1940 по 1951 год, кавалера трех орденов Ленина и ордена Трудового Красного знамени, дважды лауреата Государственной премии СССР, Григория Ивановича Носова.

7053 просмотра 1
Слово о «рабочем директоре»

Весьма символично, что Григорий Носов, родившийся в семье кузнеца Катав-Ивановского завода, выковал свою судьбу сам, пройдя трудовой путь от ученика слесаря до руководителя одного из крупнейших не только в стране, но и мире, металлургического предприятия. Не зря в зарубежной печати Носова именовали не иначе как «Стальной король России».
Дед и отец Носова всю жизнь работали с металлом - были кузнецами. Григорий был пятым ребенком в большой рабочей семье из девяти человек. В шестнадцать лет он тоже пошел работать на завод. Это было в голодном 1921 году. После окончания рабфака в Уфе Носов получает уже шестой разряд слесаря, но мечта стать инженером приводит его в Томский технологический институт, а после завершения учебы Григория оставляют в аспирантуре и зачисляют в штат лаборатории, базировавшейся в Кузнецке.
Это не устраивает молодого и энергичного инженера и он добивается, чтобы его отпустили работать на Белорецкий металлургический завод, где он становится настоящим сталеваром, соединив теорию и практику. После этого он возвращается в Кузнецк уже в должности сменного инженера мартеновского цеха, где и начинает вносить свои первые поправки в технологию сталеварения, а став начальником цеха, внедряет технологию скоростной мартеновской плавки и приобретает бесценный опыт создания большегрузных мартеновских печей.
Моментом истины для Григория Ивановича, уже опытного главного инженера Кузнецкого металлургического комбината, безусловно, стало его назначение в 1939 году в Магнитку, которая тогда отставала от Кузнецка по выплавке стали. В 1940 году, когда ему было всего тридцать пять лет, он стал директором ММК.
Именно в Магнитке в тяжелые годы Великой Отечественной и проявился в полной мере инженерный и человеческий талант «рабочего директора», как называли Носова на комбинате. 

«Рабочие любили своего директора и… жалели. Его директорское окно в заводоуправлении знали все. Каждую полночь после смены, когда людской поток выплескивался на площадь, в окне всегда горел свет. «Опять не спит Григорий Иванович! Да разве его хватит надолго, если и ночами работает?».   
(Из воспоминаний ветерана труда З.П. Лупинова).

 
«Современная война – война высокой техники. Магнитогорский комбинат, детище ленинско-сталинских пятилеток, шедевр советской, следовательно, и мировой черной металлургии, крупнейшее предприятие, равное которому, несмотря на все старания, не смогли создать фашистские заправилы Германии. Коллектив инженеров, техников, мастеров и рабочих Магнитки в течение ряда лет совершенствовал замечательную технику, которой вооружила его страна», - скажет Григорий Иванович Носов после нападения Германии на СССР. И сам приложит все силы, чтобы на деле еще раз подтвердить свои слова.
Стране нужна была особая, броневая сталь, которую на Магнитке никогда не варили, тем более, что 180-тонные печи ММК для этого совсем не подходили, но по приказу Носова создается броневое бюро из лучших ученых и инженеров. «Бронебюро» совершило невозможное и уже через месяц после начала войны первая плавка броневой стали была выдана! Но собственного стана для прокатки броневого листа на комбинате не было, и стоял вопрос о монтаже стана эвакуированного с юга страны, но сроки? И тут, не смотря на огромный риск, Носов принимает предложение заместителя главного механика Николая Рыженко о прокатке броневого листа на блюминге. И впервые в мире это было осуществлено! Задание Родины было выполнено в кратчайшие сроки и в начавшемся наступлении советских войск под Москвой в ноябре 1941 года уже приняли участие танки, сделанные из магнитогорской стали. Более того, к концу войны комбинат давал на 40 процентов чугуна, на 30% стали, на 25% проката больше, чем до войны.
          
Многое еще можно сказать о Носове- производственнике, но особо хочется отметить, что немало внимания он уделял городу, в котором хотел видеть красоту и простор Ленинграда. «Правобережный город должен быть контрастом заводу и его дыму. Это будет белый город, обнесенный зелеными зонами. Необходимо планово заняться проектами садов и парков», - так записано рукой Григория Ивановича Носова в одном из черновиков к выступлению на бюро горкома партии. И это сбылось.  А на одном из собраний на комбинате он сказал : «Да, у нас нет Черного моря, нет фруктов. Но обещаю вам, что у нас будет Магнитогорское море, и яблоки будут расти так же обильно, как картофель».


«В целях приведения заводской площади в культурное благоустроенное состояние, а также в целях снабжения заводского населения в будущем местными фруктами и овощами, приказываю: при существующем дворовом цехе создать отдел зеленого хозяйства… »( из приказа директора № 228) Именно с ноября 1946 года начал свое активное развитие лесопарк».
(Из воспоминаний начальника цеха благоустройства Б.Ф. Иванченко).
ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

служба информации Верстов.Инфо

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка