Ваш регион

+13°

утром +18°

днем +22°

USD

91.78

EUR

98.03

Воскресенье

28 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

27 апреля

Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?

Магнитогорск. Победитель конкурса на лучший эскизный проект архитектурного облика коммутационного пункта на площади Носова петербуржец Павел Черепанов прокомментировал «Верстов.Инфо» собственное детище.

7877 просмотров 87

Мы благодарны автору за развернутый анализ, который раскрывает нашим читателям суть идеи Черепанова. Как известно, в России «художника обидеть может каждый». Магнитогорцы пошли по этому принципу, и после пятничного материала раскритиковали проект-победитель в комментариях. Но так ли они справедливы? Прежде чем судить, мы решили дать ответное слово самому архитектору.

Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?

По мнению Павла Черепанова, наиважнейшей градостроительной проблемой строительства нового коммутационного пункта является задача его максимально деликатного включения в существующую городскую ткань и ансамбль площади Носова, представляющей вполне определенную историко-культурную ценность. 

«Комплекс проспекта Металлургов и площади перед Центральным переходом формировался на протяжении нескольких лет. Начиная с общих генеральных планов правобережной части города, выполненных Б.В. Данчичем, доработанных впоследствии под руководством М.Н.Дудина, окончательно оформился в проекте академика Е.Левинсона, возглавлявшего в то время мастерскую Ленпроекта. На всех этапах развития идеи площади архитекторы не подразумевали появление подобного технического объекта в ее центре, что является препятствием на пути исторически и эстетически корректного проектирования», - рассуждает Черепанов.
Наилучшим решением для более «мягкой» интеграции нового объекта в сложившийся ансамбль площади архитектор определил арт-объект, который наряду с этим является и объектом ландшафтной архитектуры. Концепция «скульптура в экспозиционном пространстве» представляется ему более предсказуемой, чем внедрение в сложившуюся структуру площади нового «капитального»  архитектурного объема, будь то исторически стилизованное здание или внеконтекстное современное решение. Павел Константинович дал краткую характеристику двум подходам: 

• «Объект-здание» включается наравне с существующем ансамблем в «конструирование» пространства площади, формирование градостроительных и визуальных осей, и поэтому в результате в большей или меньшей степени искажает первоначальный замысел архитекторов.
• «Объект-скульптура», абстрагируясь от своей утилитарной функции, скорее дополняет контекст, а не вносит в него структурные изменения.

«Ассиметричное решение продиктовано расположением фундаментов исходного объекта. Был принят путь выявления ассиметричности, а не ее маскирования, что привело бы к явной искусственности подобного решения. Также ассиметричное решение позволило сохранить частичную просматриваемость оси «мост - проспект Металлургов», благодаря понижению силуэта северной половины композиции к центру и наличию ярко выраженного рельефа проспекта Металлургов», - уверен Черепанов. 
По словам автора, в художественном образе и в применяемых материалах заложены отсылки к истории, происхождению города, его ландшафтным особенностям и сталелитейной промышленности. Начиная с символа горных хребтов, зарождения черного металла в скалистых недрах, заканчивая блестящим на солнце нержавеющим щитом. Символика непрямолинейна, но при этом понятна каждому. 

Еще одной отличительной чертой проектного предложения является максимальное сохранение функционально-планировочных решений, принятых в исходном проекте, сохраняется как подземная, так и надземная часть коммутационного пункта в их исходных габаритах, что позволит не переделывать проект в разделах инженерных решений, также не предполагается трансформация внешних сетей и перенос трамвайных путей, что позволяет сохранить существенные средства и сосредоточиться на архитектурном облике.

«Представленный проект позиционируется не только как завершенное решение, наряду с тем, что он вполне осуществим в реализации на данном этапе, он может стать базой для дальнейшей проработки и усовершенствования, а возможно, и существенной доработки с участием художников, скульпторов на следующем этапе проектирования. Стоит отметить, что с градостроительной точки зрения в дальнейшем целесообразна комплексная архитектурная разработка всей площади, включая ландшафтный дизайн прилегающих «крыльев» площади и организацию обустроенных рекреационных зон вдоль набережной, выполненных в едином стиле», - завершает рассказ о концепции Павел Черепанов.
Далее архитектор детализирует суть проекта. Объект состоит из протяженного подиума, приподнятого над уровнем земли, расположенных на нем основного объема, выполненного в виде куба из нержавеющей стали «вплавленного» в скалу, и закручивающихся вокруг него стальных лент.
«Подиум призван оформить выступающий из плоскости земли цоколь коммутационного пункта и создать горизонтальное зеркало воды, искусственный водоем с минимальной глубиной и проточной водой со сливным желобом по периметру. Очертания подиума представляют собой равнобедренный треугольник с вырезами, учитывающими наличие подъезда для служебного грузового транспорта», - делится задумкой Черепанов. 
Основной объем почти полностью повторяет габариты существующего проекта, и отделывается частично панелями из нержавеющей стали, частично - легким бетоном, окрашенным в массе и имитирующим естественную скальную породу. Доступ в помещение насосной осуществляется через ворота. Предусматривается отдельный вход в электрощитовую.

Важной частью композиции автор считает «стальные «ленты» - конструкции коробчатого сечения из листовой стали, закрепленные на низком водонепроницаемом бетонном цоколе. Сталь торговой марки Corten или любой отечественный ее аналог позволяет получить специфичный поверхностный коррозионный слой, препятствующий дальнейшему разрушению стали, широко используется в архитектуре и городской скульптуре благодаря своим эстетическим качествам (эффектный цвет) и большой долговечности. Также этот материал не требует покраски и сложного ухода. В одну из «лент» интегрируется вход в приямок подвальных технических помещений.

Вот так выглядит идея, приглянувшаяся жюри конкурса, не с точки зрения эмоций, а с точки зрения научного подхода. С автором можно не соглашаться и спорить, но, как мудро заметил один из наших читателей, не менее важным будет этап воплощения задумки. Если не подобрать на роль исполнителей профессионалов, любой шедевр можно низвести до уровня, уродующего облик Ленинского района.

Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
Автор спорного архитектурного проекта разъяснил принципы своей идеи. Почему площади Носова нужен арт-объект?
ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Служба новостей "Верстов.Инфо"

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка