Ваш регион

-18°

днем -12°

вечером -17°

USD

77.46

EUR

92.47

Четверг

12 февраля

Узнайте, учится ли ваш ребёнок сегодня

Лента новостей

январь 2026
февраль 2026
март 2026

12 февраля

11 февраля

Век воли не видать...

Приговор по второму делу ЮКОСа коснется не только Ходорковского и Лебедева. Из него мы узнаем, когда страна начнет меняться, ведь в нынешней России их освобождение невозможно, считает gazeta.ru.

4830 просмотров 18

Назначен день оглашения приговора по второму делу ЮКОСа — 15 декабря. Последнее слово Михаила Ходорковского на процессе стало политическим манифестом. Процесс давно зеркален: власть судит людей, которых своими действиями назначила главными политическими узниками России, а они судят власть в ходе открытых судебных заседаний.

Вердикт Михаила Ходорковского звучал, в частности, так: «Я не преувеличу, если скажу, что за исходом этого процесса следят миллионы глаз по всей стране, по всему миру. Следят с надеждой, что Россия все-таки станет страной свободы и закона, где закон будет выше чиновника. <...> Где права человека не станут больше зависеть от настроения царя. Доброго или злого. Где, наоборот, власть будет действительно зависеть от граждан, а суд — только от права и Бога. Хотите — называйте это совестью. Я верю, так будет. Я совсем не идеальный человек, но я человек идеи. Мне, как и любому, тяжело жить в тюрьме и не хочется здесь умереть. Но, если потребуется, у меня не будет колебаний».

Эта пространная цитата определяет квинтэссенцию, концентрированный смысл процесса. Надежда умирает последней, и в деле Ходорковского настал ее черед умирать. Нынешняя российская власть, выстроенная ею система управления страной, где правоохранительные органы стали инструментом сведения политических и экономических счетов, в принципе не может оправдать Ходорковского с Лебедевым. Несмотря на прямое противоречие сути обвинений по второму делу сути обвинений по первому, несмотря на очевидный положительный моральный, экономический и политический эффект от правосудного приговора.

В этой ситуации у Ходорковского с Лебедевым остаются две возможности — умереть в тюрьме или выйти на свободу уже в другой стране, если доживут.

Если в начале президентства Дмитрия Медведева у некоторых людей были иллюзии, что он перевернет одну из самых позорных страниц российского правосудия, теперь эти надежды окончательно улетучились. Символический характер процесса никуда не делся, но смысл изменился.

Если в первой половине президентского срока Медведева оправдание Ходорковского с Лебедевым выглядело бы как индикатор готовности нового хозяина Кремля изменить страну, то теперь картинка перевернулась: пока не будет другой страны, им «век воли не видать».

Но проблема в том, что не видать этой воли не только фигурантам дела. Нынешняя система управления страной окончательно оформилась после атаки на ЮКОС и теракта в Беслане. В ее рамках власть обезопасила себя от любого соучастия народа в принятии государственных решений (прежде всего посредством честных выборов — главного инструмента участия общества в контроле за государством). Второе дело ЮКОСа знаменует окончательный разрыв власти с законом и гражданами. Ходорковского с Лебедевым судят по политическим законам, которые встали над уголовным законодательством, моралью и даже здравым смыслом.

«Надежда — главный движитель больших реформ и преобразований, залог их успеха. Если она угаснет, если сменится глухим разочарованием — кто и что сможет вывести нашу Россию из нового застоя?» — сказал в последнем слове Михаил Ходорковский.

В день вынесения приговора мы узнаем, сколько времени отпускает власть, чтобы надеяться на изменения, которые позволят этим людям выйти на свободу.
Ходорковский с прокурором обменялись любезностями

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

газета.ру

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка