Ваш регион

ночью 0°

утром +7°

USD

91.69

EUR

98.56

Понедельник

6 мая

Лента новостей

апрель 2024
май 2024
июнь 2024

5 мая

4 мая

Воспоминания о "петровских" временах

Известный челябинский журналист Герман Галкин, когда-то активно критиковавший политику Петра Сумина, попытался подвести некоторые итоги деятельности бывшего губернатора на LentaChel.ru

5748 просмотров 19
Воспоминания о "петровских" временах
От чего умер Сумин? Субъективный взгляд
Пётр Сумин умер. Несколько лет назад я бы, пожалуй, воспринял эту новость с куда большим интересом. Поскольку лично участвовал в жесткой пикировке с замами Сумина, которые в свою очередь доставляли неприятности своим оппонентам. Мне, наверное, довелось испытать административную мощь этой ушедшей теперь от власти команды сильнее, чем кому бы то ни было. Одно только сфабрикованное уголовное дело и 90 дней в следственном изоляторе чего стоят!

Но сегодня я воспринимаю смерть бывшего губернатора намного спокойнее. Итак, от чего же умер Сумин? Понятно, что была тяжёлая форма бронхита и пожилой возраст. Хотя я знаю немало людей в куда более преклонном возрасте, которые здравствуют и поныне. Но Сумин был, на мой взгляд, из той породы людей, которые в отрыве от власти долго не живут. Это был самый что ни на есть типичный представитель породы советских людей. Той её части, что находилась у власти. Власть для таких является даже физически источником продления жизни. Но вот в начале 2010 года Сумина решили не выдвигать на новый срок. И это стало началом конца. Должность в новом составе Правительства области для Сумина придумали во многом декоративную. Не думаю, что от него было много реальной пользы. Эта должность - просто один из элементов мягкой процедуры передачи власти.

13 лет губернаторства Сумина для меня были загадкой. Я никогда не видел каких-то особых достоинств у этого человека. Но различных представителей наиболее влиятельных сил региона Сумин, выходит, долгое время устраивал. Хотя у очень многих к нему были большие претензии. За то, что попустительствовал преступной деятельности некоторых заместителей, за то, что сам себя вёл, мягко говоря, неумно. Когда я теперь смотрю вслед этому уходящему окончательно персонажу, лишний раз вспоминаю цитату кого-то из великих, что власть, в которой преобладают левые (сторонники социализма), всегда подвержена коррупции, на порядок большей, чем когда у власти выходцы из капиталистической сферы. Это действительно было так, судя по периоду губернаторства Сумина.

Хорошие слова о покойном скажут его родные и близкие. Для меня же, как, думаю, и для очень многих еще людей, важнее то, что Челябинская область за эти 13 лет губернаторства Сумина потеряла не просто темпы развития и миллиарды рублей,  неизвестно куда потраченных некоторыми сподвижниками Сумина. Область в стратегическом смысле потеряла перспективы развития. Нагонять теперь будет очень тяжело. Особенно когда рядом Свердловская область, заметно выделяющаяся в сравнении с нашей. А еще есть Красноярская, Нижегородская области, многие другие.

Конечно, кто-то со мной не согласится. Для того же господина Косилова присутствие во власти вблизи Сумина открыло огромные личные перспективы. Впрочем, посмотрим, как у него будет с перспективами теперь….
Есть прежде всего факты, от которых не отмахнуться. Например, так называемое "дело Головлева" (закончившееся пшиком) изначально задумывалось правоохранителями как "дело Сумина". Там в том числе речь шла и о приватизации. Поскольку уж если говорить о нарушениях в ходе приватизации, то нельзя забывать, что подписи Сумина как председателя облсовета либо его замов стоят на всех документах о приватизации предприятий.

Мне лично вспоминается несколько эпизодов, связанных с именем Сумина. И большинство из них вызывают негативную реакцию у любого нормального человека…

Декабрь 1992 года – Сумин как председатель областного Совета народных депутатов подписал постановление № 331-М «О мерах по обеспечению интересов социально незащищенных групп населения в процессе приватизации». В документе, начавшемся со слов «Одобрить инициативу трудовых коллективов» содержалась прямая рекомендация «областному фонду имущества (А. Афонин) и областному комитету по управлению госимуществом (В. Головлев) обеспечить передачу в качестве вклада в Инвестиционные компании пакетов, акций, долей, паев наиболее эффективных и рентабельных предприятий области, перспективных объектов незавершенного строительства…». Именно факт аккумулирования в областной инвесткомпании акций эффективных предприятий области ставился потом в вину обвиняемым по «делу Головлёва», включая Головлёва и Афонина. Хотя и Афонин, и трагически погибший Головлев действовали в соответствии с законодательством, выполняя указание Сумина. Самого Сумина почему-то не было в числе обвиняемых по уголовному делу № 68611.

Март 1993 года - облсовет, ведомый Суминым, приостанавливает проведение чековых аукционов на территории Челябинской области. Мотив был примерно такой - приедут коммерсанты из других регионов и скупят всё наше добро. Бред, одним словом. Когда в Челябинскую область приехал разбираться Анатолий Чубайс, Сумин не рискнул прийти на эту встречу. Послал отдуваться заместителя. Само собой, аукционы были возобновлены.

Апрель 1993 года - В областном суде в открытом судебном заседании под председательством судьи А.П.Андреева рассмотрена жалоба главы администрации области Соловьева на действия окружной избирательной комиссии по выборам главы областной администрации. Регистрация кандидатов на выборы признана незаконной. Однако именно по итогам этих выборов проигнорировавший решение суда избирком объявил Сумина… победителем на выборах губернатора! Большинство населения выборы проигнорировали. Но партийно-советский аппарат, оккупировавший органы власти области, избиркомы и многие другие структуры (на верность Сумину присягнул даже тогдашний глава челябинского управления Центробанка, за что потом и поплатился должностью), толкал своего лидера вперёд. И Сумин стал публично заявлять, что победил на выборах и что намерен взять власть. Он сам и его сторонники стали приходить в областную администрацию и силой пытались выгонять со своих мест законных руководителей области. Особенно безобразной, говорят, была сцена в областном управлении финансов, куда Сумин приехал лично.

Октябрь 1993 года - Советы как институт власти были разогнаны после мятежа в Москве. Сумин тем временем устроился на работу в инвестиционно-холдинговую компанию «Выбор». Ту самую, в которую облсовет в бытность Сумина его председателем перечислил, если не ошибаюсь, 155 миллионов рублей (тех еще рублей!) в виде бюджетного кредита. В полном объеме деньги в бюджет не вернулись. Однако этот реальный факт исчезновения бюджетных денег (в отличие от липовой фактуры по тому же «делу Головлёва») не стал почему-то причиной для уголовного дела. В 1994 году Сумина всё же допрашивали в прокуратуре. Но спрашивали больше про приватизацию. И Сумин, в частности, заявил, что деньги, выделяемые бюджетом чековым фондам (в том числе ЧИФу «Социальная защита населения»), использовались по назначению.

Февраль 1994 года - домой к Сумину, пребывавшему в политической безвестности, пришли областной депутат Александр Саломаткин, бывший глава Ленинского района Челябинска Валентин Буравлев и депутат Государственной Думы Владимир Уткин. В ходе переговоров был разработан план захвата власти в Челябинской области. Впоследствии блестяще реализованный. Саломаткин разработал проект областного Устава, Буравлев организовал «народную» поддержку, Уткин – опору в промышленной среде.

Декабрь 1995 года – от пули киллера погиб глава птицефабрики «Равис» и главный конкурент Сумина на выборах депутатов Госдумы Михаил Лежнев. Сумин побеждает на выборах, таким образом возвращаясь в политику. Убийцы Лежнева не найдены по сей день.

Октябрь 1996 года - Сумин официально объявил, что будет баллотироваться на пост губернатора области. «Ужасные слухи о моей кончине преждевременны», - заявил Сумин на пресс-конференции, отвечая на вопросы прессы о состоянии своего здоровья.

Октябрь 1996 года - В «Челябинском рабочем» появился первый выпуск «Дневник губернатора» Вадима Соловьева под названием «Право на правду». Соловьев писал, что всегда считал: чем реже мелькает на экранах главный начальник области, тем лучше. Как известно, сменивший его на посту губернатора Сумин думал иначе.

Август 1997 года - Сумин подписал постановление «О порядке заготовки, хранения и использования зерна продовольственного фонда для областных государственных нужд в 1997 году». Документом фактически запрещалось свободно вывозить зерно за пределы области. Об этом говорилось в пп. 5 и 6 постановления. Из-за того, что внутри области цены на зерно были в 2 раза ниже среднероссийских, крестьяне области понесли убытки на сумму 1,5 - 2 миллиона долларов. Позднее это постановление публично признал ошибкой заместитель Сумина Андрей Косилов.

Декабрь 1997 года - Верховный суд России признал незаконным постановление правительства Челябинской области о применении контрольно-кассовых машин при любых торговых операциях. Решение правительства области было технически невыполнимо, но при попытке исполнения могло похоронить челябинскую торговлю. Самое главное, областное постановление нарушало постановление правительства России, которое допускало в ряде случаев торговлю без ККМ.

Январь 1998 года – приказом главы ЧГТРК Понурова вводится фактическая цензура на сообщения, касающиеся губернатора, председателя правительства области и главы Законодательного собрания области. Выполнять функции цензора было поручено первому заместителю Понурова.

Снова январь того же года – решением Сумина как председателя Совета общественной и экономической безопасности создана объединенная оперативно-следственная группа из числа работников УВД, УФСНП, УФСБ под общим руководством прокурора области Брагина. Предмет исследования группы – деятельность Челябинского авиапредприятия, которая была объявлена Суминым не отвечающей «интересам общественной и экономической безопасности области», противоречащей законодательству, постановлениям губернатора и соглашению между администрацией области и авиапредприятием. Чем занималась группа, неизвестно. Самым смешным пунктом постановления был п. 3, которым «комиссии по безопасности полетов (Буравлев В.И.) в срок до 15 февраля» предлагалось «провести с привлечением специалистов Федеральной авиационной службы и Межгосударственного авиационного комитета экспертизу технического состояния действующей взлетно-посадочной полосы и представить заключение обоснованности продления сроков ее эксплуатации». Разумеется, федеральные службы не собирались отчитываться перед Суминым и Буравлевым. Главным итогом этого давления стало то, что авиапредприятие едва ли не единственное в России тогда получило решение Высшего арбитражного суда страны о том, что его приватизация была ЗАКОННОЙ!

Март 2000 года – подан иск в суд на Сумина. Истец обвинил губернатора его в незаконности постановления, согласно которого ГУП «Гарант», учрежденный администрацией области, стал клеить за деньги идентификационные марки на все информационные носители в продаже – аудио- и видеокассеты, компакт-диски. В результате реализации постановления Сумина региональные марки клеились преимущественно на пиратскую видеопродукцию, что приводило к ее формальной легализации вопреки закону об авторском праве. Сумин этот суд проиграл.

Март того же года – прокуратура направила Сумину список чиновников и депутатов, совмещающих работу на государство с подработкой в коммерческих структурах. Рекорд поставили в магнитогорске – глава городского собрания Ф. Мухаметзянов учредил аж 17 фирм. Серьезных наказаний никто из совместителей не понес.

Июль 2000 года - в Аргуне погибло более 20 челябинских милиционеров в результате диверсии, организованной чеченским камикадзе. Сумин заявил, что не даст в Аргун ни рубля – до тех пор пока «там будут убивать наших». Однако потом передумал.

Февраль 2001 года - Сумин ввел своим постановлением региональную систему защитных мер в сфере производства спиртных напитков. Постановление нарушало закон, поскольку в отличие от соответствующего решения правительства России касалось не только отечественной продукции, а вообще всей. Кроме того, постановлением была предусмотрена оплата услуги по внесении в некую базу данных каждой единицы продукции «в установленном порядке». А порядок устанавливало учрежденное областной администрацией ГУП «Гарант», не имеющее лицензии на подобную деятельность. По иску молодого юриста постановление было признано в суде незаконным.

Апрель 2001 года - Начался конфликт вокруг Карабашского медеплавильного комбината. Поводом стала покупка контрольного пакета акций КМК Уральской горно-металлургической компанией из Свердловской области. Сумин вскоре именно эту структуру назовет «бандитами» и «мародерами». Прокуратура, арбитражный суд, налоговики по фактической указке из областной администрации будут усиленно выдавливать УГМК с территории Челябинской области.

Октябрь 2001 года - вышло постановление Сумина "О переводе лесных земель в нелесные". Оно касалось ряда земель Трехгорного совхоза с исключением этих земель из лесного фонда и передачей их ЗАО "Завьялиха" под строительство горнолыжного комплекса. В «Вечерке» появилась заметка «Сумин перепутал свой лес с государственным».

Февраль 2002 года - Сумин отправил министру имущественных отношений РФ Фариту Газизуллину представление на Афонина для назначения его на должность председателя комитета по управлению госимуществом области. В характеристике, подписанной вице-губернатором Рязановым, Афонин характеризовался так: «зарекомендовал себя умелым, компетентным руководителем, имеющим большой практический опыт в административном и хозяйственном управлении», «его отличает высокая ответственность, требовательность к себе и подчиненным». Афонин оставался в этот момент обвиняемым по так называемому «делу Головлева».

Июнь 2002 года – возбуждение уголовного дела против «Рабочей газеты», по которому в итоге обвиняемым в клевете сделали автора этих строк. Официальный мотив – клевета и оскорбление в адрес вице-губернаторов Косилова и Бочкарева. Сам Сумин не был признан потерпевшим. Однако позднее Сумин в интервью 74.ру заявил, что вице-губернаторы «Константин Николаевич и Андрей Николаевич не просто так, ни с того ни с сего, вдруг кинулись бороться за мою честь и мое достоинство!». Понятно, что не просто так. Защищали свои кресла ребята таким образом. Кресла, которые им так много давали!

Ноябрь 2002 года - руководитель администрации Губернатора Константин Бочкарев направил ответ газете «МК-Урал» на запрос о предоставлении информации о расходах бюджета на содержание губернатора. В ответе говорилось: «В связи с жесткой финансовой дисциплиной и переходом на самоокупаемость, а также в целях экономии бюджетных средств администрация Губернатора Челябинской области предоставляет сторонним организациям, в т.ч. СМИ, услуги, в т.ч. информационные за оплату по безналичному расчету». К ответу прилагался счет на 387 412 рублей. В разделе «Наименование товара» значилось: «Предоплата за предоставление информационных услуг «Содержание губернатора Челябинской области за счет средств областного бюджета 2001-2003 гг.»

Февраль 2003 года – юрист, возглавлявший общественную организацию «Талион», опубликовал в Интернете подробное обоснование для привлечения к уголовной ответственности Сумина – со ссылкой на законодательство РФ и областные законы. Повод – многолетняя задержка выплат по детским пособиям в Челябинской области, тогда как закон предусматривал уголовную ответственность за задержку бюджетных выплат уже за 2 месяца.

2004-2006 годы – предъявлены два обвинения первому заместителю Сумина Виктору Тимашову. В итоге он был приговорён к длительному сроку лишения свободы за превышение должностных полномочий.

Май 2006 года - В Челябинске оглашен приговор по т.н. делу резиденции. К отбыванию наказания в колонии общего режима сроком на четыре года приговорена экс-заместитель руководителя администрации губернатора Челябинской области Татьяна Сергеева. Ее супруг, руководитель службы протокола губернатора Алексей Сергеев приговорен к лишению свободы на срок пять лет и шесть месяцев с отбыванием в колонии общего режима. Дело о резиденции стало одним из самых громких коррупционных расследований в Челябинской области. Как установило следствие, в 2004 году Сергеевыми и Карабановым была организована преступная группа с целью хищения бюджетных средств со строительства пристроя к резиденции губернатора. Кстати, при строительстве здания резиденции насмерть разбился молодой прораб.

Май 2006 года – у вице-губернатора, главы администрации Сумина Константина Бочкарева проходят обыски. Причина - уголовное дело, расследуемое по фактам финансовых злоупотреблений при приобретении произведений художественного искусства для украшения новой резиденции губернатора Челябинской области.

Сентябрь 2007 года – Бочкарев умер. Большинство картин, которые он купил за бюджетный счет, были признаны фальшивыми. Общая сумма ущерба бюджету была оценена следственным комитетом в 112 миллионов рублей.

Со смертью Сумина можно ставить жирную точку в деятельности команды руководителей, выросших из недр партийно-советской административно-командной системы.
ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

ЛентаЧел.ру

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка