Ваш регион

-9°

утром -10°

днем +1°

USD

92.04

EUR

99.92

Среда

28 февраля

Узнайте, учится ли ваш ребёнок сегодня

Лента новостей

январь 2024
февраль 2024
март 2024

28 февраля

27 февраля

Новости / Персоны29 августа 2009

Василий Чекашев: "Эй, приезжий, остерегайся московских красоток, они могут быть без трусов и колготок!"

Уроженец Магнитки, бывший чемпион Челябинской области по классической борьбе, бывший секретарь магнитогорского райкома ВЛКСМ, а ныне Заслуженный художник России Василий Чекашев о жизни и формуле успеха.

8016 просмотров 3
Василий Чекашев: "Эй, приезжий, остерегайся московских красоток, они могут быть без трусов и колготок!"

-Этого провокатора, психолога и слушателя душ однажды назвали не свободным художником, а свободным дураком. У нас в гостях заслуженный художник России Василий Чекашов.


-Не обижаетесь, что про вас так говорят иногда?

-Для этого есть основания, чтобы так говорить. А заслуженный и свободный дурак – такие эпитеты тоже были в моей жизни, потому что я порой очень резко менял свои мотивы в выборе жизненного пути.

-Скажите, а свободному художнику галстук хоть иногда бывает нужен?
-Я иногда, но очень редко надеваю галстук - под настроение, если заказчик банкир или серьезное мероприятие, конференция. Но это бывает очень редко. Все-таки непривычно, и моя шея привыкла быть свободной, и голова должна двигаться во все стороны.

-Скажите, как без году олимпийский чемпион по вольной борьбе вдруг бросает и отказывается от спорта? Сломались?

-Нет. Здесь были семейные причины. Я очень рано женился, в 19 лет.

-Сейчас это уже не очень рано.
-Думаю, что во все времена это рано. Еще не знаешь жизни.

-А когда надо?

-Думаю, что после 28 лет.

-Совет от Василия Чекашова...
-...Да, жениться надо когда есть жизненный опыт, и мужчина может достойно содержать семью. Хотя, я и в 19 лет достойно содержал семью. Я был ленинским стипендиатом, получал стипендию в 100 рублей. Плюс у меня были подработки кисточкой - работал в ДЕЗе, оформлял объявления. Но когда родилась дочь, мне тогда было 20 лет, я уехал на сборы готовиться на спартакиаду народов России, мне пришло любопытное письмо от жены. Там она ставила вопрос ребром - либо она, либо спорт. В силу того, что я был очень ответственным человеком, в первую очередь, за своих близких людей, я принял решение возвращаться в семью.
-Сейчас очень многие россияне хотят стать чиновниками, а вы в свое время были чиновником. Но потом променяли теплое чиновничье место на творческую профессию. Локти не кусаете?
-Нет. Мне периодически, практически через каждые четыре-пять лет предлагают должность чиновника в департаментах культуры, художественных кругах. Я всегда отказываюсь, потому что прошел этот путь. Я был первым секретарем райкома комсомола в легендарном городе Магнитогорске, где я родился. Я работал в ЦК, где курировал сектор информации, наглядной агитации и молодежной символики. Мы тогда впервые открывали витрину перестроечного плаката в Одессе. Много больших дел сделали в перестройку. Но все-таки с детства у меня была тяга к самостоятельному творчеству. Я всегда работал и не мог полностью отдаться этому своему любимому делу. Я думал, что вот еще немножко, еще одна ступенька, еще одно повышение, хотя это не было самоцелью. И, наконец, когда я работал в ЦК, я начал общаться с ЦК партии и в моем мировоззрении наступил крах, крушение всех моих идеалов. Мы в глубинке считали, что люди там наверху думают, заботятся, Сталин думает о нас в Кремле. Оказалось все не так. Больше было цинизма, личной корысти среди работников этой структуры, личного благополучия и связей. А я всегда был до этого момента настоящим чистым большевиком. Именно большевиком - человеком, который ради людей, но не ценой крови, готов отдать свою жизнь.


-А что заставило такого большевика бросить город и уехать в деревню? Мне кажется, что вы созданы больше для города, ведь это встречи, новые проекты, взаимодействие, работа. И вдруг вы бросаете все и на 12 лет в глушь и даже не в Саратов. Что случилось?
-Это тверская глубинка. Это было в период перестройки, 1988 год, когда Москва была голодная. Я помню, что мы жили на третьей Тверской-Ямской, в центре, там был магазин-гастроном. На всей витрине стояла только одна килька интересными пирамидками. У меня был второй брак, но я помогал первой семье. В новом браке мы думали о ребенке. Подумали, чем же мы его кормить будем? Не было заказов, я ушел из ЦК комсомола просто на улицу. Нужно было срочно перестроиться и получать заказы как художнику...


-Вы решили махнуть в деревню?
-Да, чтобы было что-то достойное есть.
-А вы что-то умели? Картошку сажать?
-Я в детстве сажал картошку, но не был большим специалистом сельского хозяйства. Мы наскребли у знакомых, взяли свои сбережения и купили цыганский дом, разваленный сруб, которому было 60 лет. Он был покосившийся, участок зарос травой с человеческий рост. Мы топором рубили этот бурьян. Потом еще много лет вырывали из земли седла, стремена, фуфайки. Мы начали поднимать эту целину, через три года там стал сад. В год супруга одна накручивала по 350 литров варенья и солений. У нас родился ребеночек. Мало того, что мама его кормила грудью, он прям с грядки кушал редьку, свеколку. Картошку мы сажали - сейчас уже никто так не сажает - под лопату, и в каждую лунку по столовой ложке древесной золы. Картошка удивительно росла и не болела. Ее почистишь, она сутки лежит и не чернеет. Это великий труд. Я досконально изучил деревню. Я могу сказать, что наши селяне жалуются, что деревня разваливается, чиновники не занимаются деревней, а надо просто каждому человеку быть трудягой. Я на себе это прошел, это стоило очень больших физических сил и здоровья. У нас был просто рай - плантации клубники, вишни с голубиное яйцо, огурцы, помидоры - все было. Такой был период в жизни 12 лет, так мы только и выжили. Потом уже переехали в Москву с ребенком, которого подняли только на сельской продукции.


-Рубрика "Без купюр" - короткие вопросы, короткие ответы. Создается впечатление, что вы с самого детства, с пеленок на сцене.
-Да. Первый концерт у меня был в деревне. В детстве я выезжал из города в деревню. В четыре года я дал концерт, на котором присутствовало порядка 30 соседей. Я исполнял песни под домру, на которой было в два раза меньше струн, чем положено. Я примерно пережимал как мог, исполнял народные песни. Еще помню "Жил на свете мальчик Ли" - песня про Ленина. Потом уже были концерты в детском клубе, институте. Я постоянно вел театр студенческих миниатюр, хотя образования режиссера не имею. Это было одним из хобби.
-В каждой профессии есть свои непререкаемые авторитеты. А для вас Церетели кумир или нет?
-Он для меня не кумир и не авторитет. Просто я уважаю этого человека за его энергию, за то, что он председатель Российской академии художеств, но его творчество мне не нравится.
-Почему?
-Мне не нравятся приемы и уровень стилизации. Это очень сложный инструмент в искусстве, который граничит со своим художническим алгоритмом, приемом. Мне не нравятся его художнические приемы - они грубы и примитивны.


-Я на вас смотрю и не верю, что в вашей биографии написано: вам 54 года. Какое у вас любимое физическое упражнение?
-Спасибо за комплимент, если произвожу такие впечатления. Это не столько физическое упражнение, ведь я переношу холсты с этажа на этаж. Они у меня два метра на полтора. Таскаю, ставлю на мольберты, пододвигаю, все делаю один. И когда выставки организую, а их я делаю часто, то сам помогаю грузить, носить. Специальных упражнений я не делаю. Единственное, чего я придерживаюсь, это режима жизни. Питание строго вплоть до минут. Это очень для организма важно, организм так устроен, как часы. Когда он знает, что он каждые два часа, но немножко, принимает пищу, он тогда не откладывает как верблюд в себя.
-Все едите или есть ограничения?
-Я давно не ем жареного, маринованного. Ем все маложирное на гриле. Не сказал бы, что это все безумного дорогое. Если бы рассказал о своем рационе, то вы бы удивились. Нижегородцы бы и не поверили, а кто поверил, то сразу бы сбросил лишние килограммы, которые мешают ему жить.


-В своем творчестве вы активно боретесь с различными социальными пороками. При этом являетесь дизайнером различных московских клубов. Как это соотносится?
-Это очень серьезный вопрос. Дело в том, что у нас стереотип, мы привыкли думать, что ночной клуб - это порок. Ночной клуб - это хорошо для людей. Все зависит от меры. Как говорили греки, что такое красота? Это гармония и мера. Все зависит от меры выпитого и оттанцованного. Я сам не ночной житель. Я лично не люблю ночные клубы, но мне нравится та энергия, тот драйв молодежи, которая туда приходит. Это вполне нормальная жизнь, если она без табака и большого количества выпитого алкоголя. А с алкоголем и курением тут не только ночной клуб, а любая тусовка будет пороком.
-Как-то вы сказали, что к талантливому человеку люди сами придут. Не боитесь остаться один?
-Нет. У меня семья, которой мне достаточно. А другие люди... Хорошо, если они придут, а если нет - для меня не будет большого несчастья.


-Человек по своей природе злой или добрый?
-К сожалению, он больше злой.
-Для Вас стакан всегда наполовину пуст?
-Есть очень много государственных институтов, есть много заведений, объединений, в частности религиозных, которые пытаются человека сделать лучше. Этого не достаточно, это капля в море. Человек в основе своей, как показывает моя практика, корыстен.

- Вы человек известный, обеспеченный. Когда приходишь на ваши выставки, то равнодушным не остаешься. Человеку либо нравится, либо не нравится. Вы не жалеете посетителей, которые не могут спокойно смотреть на ваши работы?
-Мною изначально делаются такие работы, чтобы человека спровоцировать на разговор. И мне очень приятно, когда человек просто подходит ко мне, или просто стоит с кем-то и обсуждает мои работы. Это и есть как раз моя цель. Недавно на нижегородской выставке мне один человек написал, что "чувствуется, с каким размахом сделана ваша выставка, какой комсомольский (с отрицательным оттенком) размах у вас, все у вас по-комсомольски, видимо, вовремя вы примкнули к кормушке комсомола". Он пишет, и что "это я вас призываю к совести, у вас ее нет и не будет". Вот такой отзыв был. Скажу честно, он меня расстроил. Я слышал всякое, а тут с таким тонким подстебом. Действительно расстроился. Разве это видно в выставке, что я связан с комсомолом, что к кормушке прикоснулся?


-А какой плакат из представленных здесь, в Нижнем Новгороде, вы считаете наиболее скандальным?
-Давайте сначала определимся в самом термине. Скандальный - это шокирующий?
-Шокирующий, который вызывает наибольшее количество нареканий со стороны людей. Что нельзя показывать.
-Нельзя показывать для широкой публики? У меня много таких плакатов, которые вызывают споры и претензии со стороны эстетствующей публики - излишне эстетствующей публики. Здесь в Нижнем Новгороде руководители выставочных центров молодцы, они сказали, что все-таки надо повесить эту серию, оранжевую серию "Анти СПИД". Там есть такой прием в духе плакатов по технике безопасности 50-60-х годов "Правильно затачивай сверло" или "При подъеме крана одень каску". И тут тоже самое: "Эй, прохожий, эй, приезжий, остерегайся московских красоток, они могут быть без трусов и колготок!", а внизу "За единого сексуального партнера". Это правильный слоган, предупреждающий об осторожности при выборе сексуального партнера. Но серию спасайте детей они просили не выставлять.
-То есть эту серию Нижний Новгород не видел?
-Да, не видел. Эта серия плакатов - криков души с афиши, которые явно обращены к чиновникам высших эшелонов, к их безответственности к гражданам.


-А эта безответственность есть только у чиновников высшего эшелона или и у простых людей? Потому что очень модно говорить, что чиновники все плохие и берут взятки. А люди, которые работают в школах, больницах, коммерсанты, предприниматели, они, что другие? Они воспитаны и воспитываются в другом обществе?
-Это самый ключевой вопрос. Вы правильно подметили. Это изначальный посыл всех моих плакатов. Основа и печаль моя в том, что у нас в обществе, среди людей вообще в целом, существует преступная безответственность друг к другу. Это равнодушие порой убивает близкого человека, сограждан. Например, на бытовом уровне. Лежит человек на тротуаре, мимо проходят люди, наполовину голова в кустах, и все просто проходят. Я часто спрашиваю, почему они проходят, может быть человеку плохо? "Да, он пьяный просто", - говорят они. Ну и что, что пьяный, он же умрет на морозе. Это маленький пример, но у чиновников и руководителей это более болезненно ощущается. Они ответственны - от них многое зависит. В серии "Спасайте детей" много направлений, в том числе и в отношении средств массовой информации. Что сейчас твориться на наших телеканалах? Я говорю по поводу руководства в Москве. Как формируются эти программы, что показывается?


-Вам не нравится?
-Мне категорически это не нравится. И что с Интернетом творится? Интернет - это бомба. По этому вопросу у меня тоже есть плакат. Значит, по телевидению мне не нравится регламент, расстановка, соотношение передач по времени и содержанию. В частности программы с элементами эротики и секса, фильмы, где есть насилие и кровь.


-Вы хотите больше секса, но меньше насилия и крови?

-Я бы не хотел больше секса, его просто надо дозировать в ночное время. Хотя бы в семье будут определенные рамки контроля у родителей в отношении детей. Вот вы вспомните свои первые сексуальные ощущения. Я их помню. Помню, когда я случайно в парке увидел, как мужчина с женщиной занимаются любовью днем. Мне было тогда шесть лет, это потрясение на всю жизнь. Может быть, я человек излишне эмоциональный, но даже если этот градус накала впечатлений снизить на 50%, это потрясение. И не потому, что это плохо или хорошо - это потрясение. Для ребенка - это что-то космическое, жуткое. Так вот в Интернете это воздействие усилено. Я, например, делаю запрос "художественные галереи" и у меня сразу выскакивает пачка бесплатных видео с порно. Я не хотел их, я просто хотел галерею посмотреть. К этому доступ имеют все, как бы родители это не кодировали. У меня сын, его приглашают вскрывать пароли, в 10 лет он хакер. Уже позже за это наказал. Он просто ходил и вскрывал детям пароли. Я спросил, как ему это удавалось? Элементарно, говорит, 10 алгоритмов всего, начиная со дня рождения родителей, какие-то еще памятные даты - все очень просто. Методом тыка он вскрывал. То есть дети имеют доступ к Интернету, и они смотрят этот видео-ролик. Мало того, что там есть зоофилия, педофилия, там есть страшные вещи - это демографическая война и бомба. Там есть видео, как дедушка насилует своих внучек. Там есть, как мать совращает своих детей. Это очень страшно. У ребенка все смещается, вообще все исчезает. Самое важное в интимной жизни людей, когда есть культ стыда. Стыд должен оставаться всегда, при любых технологиях, при любых научных революциях. Я не против Интернета, как такового, тут много всего надо сделать. От государства чего-то просить сложно, должна работать семья. Но государство должно патронировать это. Сейчас у ребенка к 15 годам полностью разрушено понятие семьи. Он видит все это безумие.


-Ваши плакаты позволяют решать эти социальные проблемы, социальные пороки?
-Не думаю, что они это делают, как в целом и искусство. Но плакат - это искусство боевое. В целом я не думаю, что могу изменить психологию, мировоззрение человека. Но я не могу по-другому - это моя жизнь. Я хочу жить так, чтобы что-то сказать людям, хотя бы своими плакатами. Я же не могу бегать с автоматом или бегать по улицам и умолять людей - это шизофренично. Максимально провожу выставки, а они все убыточны. Я провожу их за свой счет. Однако первый раз в жизни в Нижнем Новгороде нашелся меценат, нашлась фирма, конкретный человек, который половину расходов взял на себя.


-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. "Вы так переживаете за сирот, а в свою семью ребенка из детдома брать не хотите. Выходит, лукавите вы все".
-Да, я много на эту тему думал, у меня и возможность материальная есть. Я не делаю это потому, что не справлюсь с этим. У меня самого лично нет времени и физических сил, а это очень большой труд. Я провожу акции по помощи детям по мере своих возможностей. Но чтобы взять ребенка в семью... Я не потяну просто. Супруга у меня тоже по состоянию здоровья не сможет этого сделать. Это не очень простое дело. Как правило, дети из домов ребенка дефективные. Вот почему такие трагедии случаются в американских семьях. Они случаются и в российских семьях, кто берет. Люди просто не справляются, они приходят в психологический шок от того, что это дети криминальных элементов общества. От проституток, от наркоманов, от алкоголиков.


-Но не все же такие.
- 90% в домах ребенка таких детей, 90%. И примеров много у нас и из российских звезд, и из шоу-бизнеса есть люди, которые хотели искренне взять, но не справлялись. Они не могли уделить им столько тепла и каждую минуту быть с ними не могли - люди занятые. И получались трагедии. Они убегали из дома, они совершали преступления, они воровали, они выносили все из квартир. Я не справлюсь с этим просто, я честно говорю.


-Сергей Памфилов, пенсионер: "В городе Нижнем Новгороде появилась социальная реклама. Зачем она сейчас, когда кризис, а предприятия закрываются? Люди остаются на улице, а нас учат, что не надо мусорить".
-Отчасти, наверное, это справедливо. Я считаю, что все-таки социальные плакаты нужны. В Бельгии и Голландии, насколько я знаю (приезжали художники и рассказывали - в Голландии и Бельгии я не был), в городах специальное количество билбордов отведено под социальную рекламу. Причем, на высочайшем уровне - приглашаются профессионалы высшей гильдии.


-Вы знаете, тот же самый закон есть и в Российской Федерации, только он не исполняется. У нас минимум 5% площадей нужно использовать под социальную рекламу, но, видимо, специально не придумали механизм...
-А может быть, она такого низкого уровня, что ее просто лучше и не вешать? А вообще, социальная реклама нужна в вопросах отношения чистоты города, вопросах отношения к животным, вопросах уважения и внимания друг к другу. Эти вопросы вечно живые.


-Но вот вы, например, собаковода на своем социальном плакате посадили на электрический стул.

-Да.
-Насколько это гуманно?
-Я это сделал специально, до крайней черты довел ситуацию. Конечно, если б дали в жизни мне такой карт-бланш, я бы никогда этого не сделал, не посадил бы. Но в плакате я провоцирую зрителя, чтобы он заговорил и подошел ко мне, сказал: "Как вам не стыдно? Что творите? Где ваша гуманность?" И тогда я хотя бы одного человека образумил, если он собаковод.
-Как вы хотите образумить?
-Я ни одного собаковода на улице не видел с пакетиком и совочком, а это так очевидно.
-Вы по Парижу не гуляете. В Париже, наверное, ходят с пакетиками.
-Да. И в Лондоне ходят с пакетиками люди. У нас это, кстати, проблема в том числе и Нижнего Новгорода - все собачьими экскрементами завалено. Уже на даче у меня даже до того дошло, что на крыльце - я однажды выйти не мог. И это в порядке вещей. Я делаю замечания людям, а люди говорят: "Ну а что тут, это же собака". Я говорю: "А если я вот сейчас приду к вам на крыльцо и то же самое сделаю?" - "Вы что, с ума сошли что ли?". А почему такая привилегия у собаки? Понимаете, наши люди в этом плане дремучие. Или содержат по 30 собак в квартире. Такого же нельзя делать. Здесь просто пещера. Конечно, нужно с людьми работать. Ко мне человек подходит и говорит: "Как вам не стыдно, вы что творите, это не гуманно". Но давайте разбираться. "У тебя есть собака?" - "Есть". -"А вы хоть раз взяли совочек?". - "А зачем?" И вот мы начинаем беседовать с этим человеком. Хоть он задумается немножко, и то толк есть уже.


-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород", Владислав Игоревич. "Вы сказали, что зло, таящееся в человеке, надо вырывать. А каким образом насаждать добро? - спрашивает Владислав Игоревич? - Автоматической замены зла на добро не произойдет - останется только пустота, где может вырасти новое зло". Прокомментируйте.
-Хорошая игра слов. Она имеет место быть. Но насаждать добро - само понятие абсурдное. Добро нельзя насаждать такими приемами. Я просто хочу сделать человека лучше. Какие у меня методы и средства кроме того, что я хочу человека вызвать, спровоцировать на разговор? Просто поговорить с ним по душам, чтобы человек хотя бы почувствовал теплоту. У меня есть инсталляция (ее не было в Нижнем Новгороде) - она посвящена алкоголизму. Я работал над ней год, собирал всеми правдами и неправдами (это очень секретная информация), достал ксерокопии предсмертных записок алкоголиков. Вы понимаете, это страшные вещи. И я сделал инсталляцию как "бутылколет" - самолет в виде нескольких бутылок, как аэроплан, и весь его обставил этими записками. Я всегда присутствую на выставках, разговариваю с людьми. Мои выставки - это дискуссии, потому что надо спровоцировать человека, поговорить с ним. Один человек на выставке стоял час. Когда я подошел и легонько спросил: "А что вы?", он мне ответил: "Я был в таком состоянии буквально месяц назад". И мы с ним поговорили. У нас в России институт психоаналитиков совершенно отсутствует. Сколько людей суицидом заканчивает... Может быть, поговорили бы в свое время, нашелся бы собеседник у Есенина, у Маяковского, может быть, не было бы такой беды, трагедии? Это опять наше равнодушие, мы не разговариваем с людьми. Я добро не насаждаю, я просто хочу с человеком поговорить, а в силу того, что я чувствую, я, наверное, обладаю каким-то даром убеждения. Мне так кажется, потому что у меня прошли десятки выставок, и у людей после разговоров со мной глаза загораются. Они говорят: "А мне не хочется уходить". Я: "Ходите каждый день, будьте здесь на выставке".
-Самая большая награда.
-Да. "Как-то с вами защищенное себя чувствуешь, - сказала одна женщина, - Вы тут, ваши работы, хотя они агрессивные". Мне показалось, что им приятно. А один мужчина сказал: "А как сейчас выходить из этой ситуации?". Я говорю: "Давайте как-то вместе". Давайте вместе пытаться, объяснять людям, давайте быть лучше. Вот мой девиз.


-Каждый день по статистике появляется 65 новых миллионеров. А какое ваше отношение к деньгам?
-К деньгам - непростое. Наверное, как и у всех.
-Это какое?
-Количество денег регулируется объемом потребностей человека. Много их никогда не бывает - это всем известно. У меня то пусто, то густо. Но на нормальное существование моей семье и моим родственникам, которым я помогаю, и на другие мои нужды, и на выставки мои хватает. Мне нужны деньги, мне всегда нужны деньги для выставок. Я всегда говорю: "Был бы у меня миллион, знаете, что бы я сделал? Я бы все свои работы собрал - у меня их свыше 300 больших (для этого нужно порядка полутора тысяч метров), взял бы (хорошие деньги платил бы людям) симфонический оркестр, и повез бы их с оркестром и со своими песнями по городам России, причем, по самым глухим. У меня был проект в "Комсомольской правде" - мы уже почти договорились с военными - летать по самым глухим селам к чукчам, к рыбакам, где одна юрта стоит или три избушки на краю какого-нибудь северного или далекого моря. Приехать к ним и развернуть эту выставку. Вы представляете - для пяти человек. Вы знаете, для них это что будет? Ты уже будешь знать, что вот эти пять человек никогда не будут способны на подлость после наших бесед, разговоров и всего этого. Вот куда бы я потратил эти деньги. И как только у меня появляется лишняя копейка, я всегда вкладываю в выставки, в новые работы.
-Мы очень плавно подошли в нашей следующей рубрике "Формула успеха". Итак, какова она - формула успеха от Василия Чекашова?
-Я считаю, что не надо врать. Самое главное, быть в своих словах и поступках искренним. Эта формула всеобъемлющая. Тогда будет легче и твоим друзьям, и близким людям. То есть, твои поступки и слова должны быть адекватны твоему внутреннему миру. Вот что главное сейчас для нас - для россиян. А то, что лицемерие исходит, то, как люди что-то говорят, делают по-другому, а потом разбивают в храмах лбы свои, крестятся, выходят и воруют опять - это плохо.


Роман Скудняков

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

НИА «Нижний Новгород»

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка