Ваш регион

+24°

вечером +18°

ночью +10°

USD

93.44

EUR

99.58

Понедельник

22 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

22 апреля

The Guardian о Магнитогорске. Авторитетное английское издание посвятило большой материал городу металлургов

Магнитогорск. Автор публикации Алек Лун, который около месяца назад был гостем редакции «Верстов.Инфо», рассказал англичанам о прошлом и настоящем Магнитки.

8887 просмотров 41
The Guardian о Магнитогорске. Авторитетное английское издание посвятило большой материал городу металлургов

Магнитка стала одним из городов, который редакция The Guardian выбрала для большого проекта «Story of cities». Помимо нашего города, английское издание также обратило внимание на Санкт-Петербург. Сегодня мы публикуем перевод первой части большого материала о Магнитке, написанный корреспондентом Алеком Луном. С оригинальным текстом можно ознакомиться на сайте The Guardian

Рассказ о городе №20: тайная история Магнитогорска, сталелитейного города России

Магнитогорску, первому в мире городу с полностью продуманным городским планированием, созданному для Сталина, еще предстоит осознать свое противоречивое прошлое — от принудительного труда, который помог построить его в рекордные сроки, до серьезного загрязнения окружающей среды. 

В июле 1931 года Ибрагим Ахметзянов прибыл в Магнитогорск в деревянном вагоне. У подножия зловещей Магнитной горы, содержавшей так много железной руды, что возле нее барахлили компасы и старались не летать птицы, расположилось множество палаток и ветхих бараков. Между горой и неглубокой рекой Урал рабочие возводили жемчужину первой пятилетки советского лидера — сталинский Магнитогорский Металлургический Комбинат, один из самых крупных металлургических заводов во всем мире. 

Первостроители Магнитогорска воспевались в поэзии, кино и песнях. Советская пропаганда подчеркивала вклад молодых коммунистических добровольцев и членов Комсомола — национального молодежного движения, во многом начавшего свое развитие в Магнитогорске. 

Но Ибрагим Ахметзянов не был добровольцем. Он был обездоленным крестьянином, которого коммунистические власти выселили с его собственной фермы в Татарстане и выслали с семьей в Магнитогорск, где заставили работать и жить в поселке, окруженном охранниками и колючей проволокой. Это были так называемые спецпереселенцы, благодаря которым стало возможным возведение завода в рекордно короткие сроки. 

Осенью они жили в палатках, а потом, суровой зимой и жарким летом, в землянках — бараках с земляным полом без удобств и медицинской помощи. По словам внука Ибрагима Ахметзянова по имени Салават, историка, недавно написавшего книгу о спецпереселенцах, 10 тысяч человек погибли от голода, холода и болезней в первые 5 лет строительства, включая сына Ибрагима, его дочь и жену. 

«История тысяч переселенцев была забыта, - говорит Салават Ахметзянов. - Когда речь заходит о войне, мы не скрываем наши потери и отступления, но стоит коснуться темы 1930-х годов, все начинают аккуратно ее обходить».
«Если режим был бы заинтересован в людях, город был бы построен в менее сжатые сроки и без колоссального числа человеческих потерь, - говорит Геннадий Васильев, местный учитель истории, который составляет «Книгу памяти» с именами репрессированных магнитогорцев. - У нас есть высказывание о том, что победителей не судят, но это просто необходимо осудить».

Прозванный стальным сердцем родины, Магнитогорск — это город, которому предстоит осознать свое прошлое, и не только историю о принудительном труде во время своего строительства. 

Годы тяжелой промышленности загрязнили воду и воздух, но очень мало вопросов еще задано ныне находящемуся в частной собственности ММК. Более 30 тысяч человек из 400-тысячного населения по-прежнему работают на предприятии, и с официальной безработицей на уровне 1,44% город еще не испытал чумы других обветшавших моногородов. 

Магнитогорск находится на севере от степи — желтые безликие луга простираются на запад, к Волге, и на восток, к соседнему Казахстану. Множество людей ежедневно ездят из Европы в Азию на работу, минуя жилую западную сторону реки Урал по пути к металлургическому заводу на восточной стороне. В 1743 году здесь была построена маленькая казацкая крепость и территория по большей части оставалась нетронутой до года великого перелома — 1929, когда большевики сделали из нее местный координационный центр первой пятилетки, призванный вытянуть в большей степени аграрный Советский Союз в индустриальный век. Железо и сталь стали лозунгами эпохи.

«Мы становимся страной металла», - декларировал Сталин, и этот металл должны были выковать в Магнитогорске.

Это стало воплощением стремления к созданию индустриализованного социалистического общества. 

«Магнитогорск был не просто бизнесом для получения прибыли, но устройством для преобразования страны — ее географии, промышленности и самих людей, живших в ней, - пишет историк Стивен Коткин в своей книге «Магнитная гора». - Магнитогорск был Октябрьской революцией сам по себе, социалистической революцией, сталинской революцией».

Забавно, что чтобы осуществить эту социалистическую революцию, Советский Союз был вынужден обратиться к своему капиталистическому сопернику, наняв американскую фирму «Артур МакКи и Ко» в 1930 году для создания завода и обучения советских инженеров азам строительства. По свидетельствам, вдохновением Магнитогорску послужил американский сталелитейный завод в городе Гари штата Индиана, который тогда был крупнейшим в мире. Однако первые этапы строительства превратились в хаос, невозможно короткие сроки, установленные Москвой, столкнулись с тотальным отсутствием инфраструктуры, постоянными пожарами и недостаточным количеством опытных рабочих и оборудования.

Магнитогорские строители организовали «социалистические соревнования» для того, чтобы выполнить поставленные задачи в невероятно сжатые сроки. Результаты были невысокого качества: участники соревнования — команды правого и левого берегов реки — построили недостаточно глубокую дамбу, которая в итоге была затоплена ради более большого объекта. Но главным было то, что на счет проекта большевиков можно было записать очередную победу, и рабочие были наполнены рабочим энтузиазмом, как пишет Коткин.

Весь рабочий энтузиазм в мире не мог затмить работникам тяжелые условия, и десятки тысяч из них бежали. Государство решило проблему недостатка рабочей силы с помощью кампании по выселению якобы богатых «кулаков» - крестьян, владевших землями, которая началась в 1930 году и расширилась в 1931. 

Первые вагоны спецпереселенцев прибыли в Магнитогорск в мае 1931 года. По словам Васильева, 40 тысяч семей обездоленных крестьян были отправлены в Челябинскую область, большей частью в Магнитогорск, многие из них были говорившими по-тюркски татарами. Их «специальные» поселения, окруженные колючей проволокой, были магнитогорскими островками огромного «Архипелага ГУЛАГ», описанного Александром Солженицыным. К слову, более 26 тысяч неполитических осужденных были высланы в Магнитогорск к концу 1933 года. 

Перенаселенные, с земляными полами палатки и ветхие бараки, в которых жили первые переселенцы, зимой пронизывал ледяной ветер, а летом — песчаные бури. Крысы, клопы и вши мучили их жильцов. Прочие новоприбывшие по-деревенски рыли землянки, едва выглядывавшие на поверхность.

Переполненные, холодные, гадкие условия вместе с нехваткой чистой воды и дефицитом еды привели к эпидемии тифа, малярии и скарлатины. Тем временем партийное руководство наслаждалось относительно шикарной жизнью в деревянном «Американском городке», который был построен для специалистов из США в 1930 году. 

«Вокруг бараков ездили специальные тележки и спрашивали: «Сегодня умершие есть?». И каждый день они забирали тела, - рассказывает Салават Ахметзянов о зиме 1931 года. - Дети и старики умирали раньше всех».

Хотя существование спецпереселенцев и не отрицается, обсуждать этот вопрос готовности в обществе еще нет. И недавнее предложение об установке этим людям памятника еще не принесло свои плоды. Администрация одного из районов города запретила Васильеву говорить с потомками спецпереселенцев, и он не может найти спонсора, чтобы опубликовать свою книгу в большем масштабе. Даже сейчас на исторической странице на сайте ММК нет ни единого упоминания о принудительном труде. 

«Мы должны говорить с детьми об этом. Это их предки, они должны знать, кем являются, - говорит Васильев. - Каждая моя книга имеет подзаголовок: «Это никогда не должно повториться».

«Люди говорят: «Зачем это ворошить, даже если это правда?», - говорит Ахметзянов. - Проблема в том, что никто не дает на это денег, все исследования на эти темы делаются на деньги самих исследователей».
...

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Служба новостей «Верстов.Инфо»

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка