Ваш регион

+11°

вечером +9°

ночью +4°

USD

92.51

EUR

98.91

Четверг

25 апреля

Лента новостей

март 2024
апрель 2024
май 2024

25 апреля

«Подорожает практически всё». Что нужно знать об инфляции и как себя вести рядовым магнитогорцам

 Экономист Виктор Барабанов рассказал о природе инфляции и о том, чего ждать от нее в ближайшей перспективе. Подробнее – в авторском материале.

10373 просмотра 21

Широкая публика под инфляцией понимает быстрый и болезненно заметный покупателю рост цен на товары и услуги. На самом деле это не совсем так, вернее, совсем не так.
«Подорожает практически всё». Что нужно знать об инфляции и как себя вести рядовым магнитогорцам

Рост цен и инфляция – это явления хотя и связанные, но разные. Умными терминами сушить мозг читателю не стану, а приведу жизненную аналогию. Раньше, в первый год супружества, молодые чуть ли не каждый день занимались сексом, а через двадцать лет – раз в неделю, а то и в месяц. Жена полагает, что у мужа развивается алкогольная импотенция, а муж на целлюлит жены без страха смотреть не может… Так вот, падение частоты «интима» – это рост цен, а алкоголизм, импотенция и целлюлит – это инфляция.

Какая здесь аналогия? А вот какая. Рост цены на товар – это когда за единицу товара нужно отдавать все больше денег. В нашем примере супруги для секса тратят все больше сил и не факт, что при этом получают много удовольствия, как раньше. Инфляция в отношении половой жизни означает, что, хотя нужные для секса органы у супругов наличествуют и в общем-то работают, по своему взаимному назначению они чем дальше, тем хуже используются…

Теперь, наверное, уже каждый, имеющий представление о сексе, может определить и суть реальной инфляции. Причем не так, как о ней говорят по центральным каналам ТВ, а что она на самом деле означает.

Инфляция – это процесс, когда на денежную единицу можно купить все меньше и меньше товаров. Причем процесс этот затрагивает все товары и услуги. Качество денежной единицы ухудшается, национальная валюта как бы портится. В чем суть и смысл этой порчи, придется объяснять без сексуальных аналогий. Если с деньгами беда – не до секса, знаете ли…

Кто из нас не сетовал при расчетах наличными в магазине на то, что с мелочью (копейками, да и рублями) возни много, а толку мало. Действительно, зачем государство использует денежную единицу 1 рубль, равный ста копейкам, если на копейки и даже на рубль купить ничего нельзя?! Кто постарше еще помнит времена, когда на копейку можно было купить коробок спичек, ластик, стакан газировки без сиропа и кое-что еще. И нынешний номинал в 1 рубль совсем недавно представлял реальную покупательную единицу. В столовой кусок хлеба мог стоить 1 рубль и даже 50 копеек.
«Подорожает практически всё». Что нужно знать об инфляции и как себя вести рядовым магнитогорцам

Сегодня дело идет к тому, что покупатель в цене товара ориентируется не на рубли, а на десятки. Самый распространенный маркетинговый прием: при ценнике на товар 99,99 часть покупателей воспринимает цену как 90 рублей, то есть как двузначную, а не трехзначную (100 рублей). Другими словами, цена воспринимается на порядок ниже, чем она есть на самом деле.

У любознательного читателя должен возникнуть вопрос: «Почему портится наш родимый рубль?» Нелюбознательный же проворчит: «Не рубль портится, а цена растёт!». Увы, нелюбознательные за свою ошибку от инфляции потеряют больше, чем любознательные… Итак, дальше для любознательных…

Цены на потребительские товары и услуги могут изменяться (расти) по разным причинам, которые следует разделить на инфляционные и все остальные (неинфляционные).

Пример неинфляционного роста цен. Все помнят, как в разгар первой волны пандемии прошел слух, что от заразы спасают лимон с имбирем. Цены на них мгновенно подскочили в разы. Когда же все убедились, что толку от этих продуктов нет, цены пошли вниз. Здесь причина скачка цен – ажиотажный спрос.

А вот признак инфляционного роста цен. Это когда по центральному ТВ с завидным постоянством ведущие новостных программ бодрыми голосами (голоса должны быть именно бодрыми), а то и веселыми сообщают, что наш президент поручил компетентным органам разобраться в обоснованности резкого роста цены на сахар, постельное белье, горячекатаный лист и т. д., и т. п. Инфляционное повышение цен можно ограничить только законодательно, и то временно. Как правило, при этом возникает дефицит на товары, попавшие под ценовые законодательные ограничения. Но самое неприятное в инфляции то, что она обязательно приведет к росту цен практически всех товаров и услуг, причем обратного понижения (как при ажиотажном повышении цен) не будет…

Понять, что за зверь такой инфляция, легко, если уяснить, что такое деньги (это, правда, сложнее, стоит сказать, что великий ум Маркса сущности денег не постиг). Но для целей этого текста сущность денег можно сильно упростить.

Деньги есть социальный инструмент всеобщего взаимного доверия. Деньги – это то, во что верят все. Правомерность подобного определения денег подтверждает тот очевидный сегодня факт, что каждый, кто имеет ценности вроде мешка картошки, куска земли, дома или, скажем, чести и совести, при случае может обменять их на деньги, считая такой обмен выгодным или не очень… Надо заметить, что у нас последние из названных ценностей продаются все чаще, если судить по тому, как объясняют причины падения реальных доходов населения и непрерывный рост цен государственные пропагандисты...

Многие века деньги были инструментом всеобщего доверия, а на этом основании всеобщим эквивалентом обмениваемых благ, потому что сами деньги являлись товарной ценностью – как правило, золотом или серебром. В 1971 году от золотого денежного стандарта мировое сообщество отказалось. Деньги перестали обмениваться банками на золото согласно масштабу цены в обязательном порядке. Доверие к национальным валютам, не обеспеченным золотом, стало основываться на доверии к государству и его экономике.

Чтобы не засушить изложение сложной специальной терминологией, представим себе, что общество (в нашем случае Россия) живет потому, что за год потребляет котел питательного бульона. Питательные вещества в нем – это наш валовый внутренний продукт (ВВП). Но ВВП становится бульоном тогда, когда в него добавляется кипяток (в нашем случае это деньги). Процесс изготовления бульона – это обмен, распределение и перераспределение ВВП.

Каждому ясно, что бульон будет вкусным и полезным, если питательных веществ в нем в достатке, а воды не много и не мало, а в самый раз. У государства, которое этот бульон готовит, две основные функции: добавлять в котел кипяток и раздавать порции бульона потребителям. Если бульон сварен и разлит по тарелкам правильно, граждане такого государства весьма мордаты и веселы… Если бульон все жиже – это и есть инфляция… Это когда в миску гражданам наливают бульона вроде бы и побольше, но сытости от него все же меньше, несмотря на то, что главным новостным сюжетом информационных программ являются открытия типа: «Ученые доказали, что два литра воды в день не только полезно, но и заменяет стакан сметаны».

Напрашивается вывод. Если производство самих денег ничего не стоит, а это всего лишь функция государства для обеспечения работы механизма всеобщего доверия, то денег в экономике должно быть ровно столько, чтобы экономика функционировала максимально эффективно.

А сколько для этого нужно денег? Чтобы ответить на этот вопрос, профессиональные экономисты пользуются уравнением «количественной теории денег», суть которой поймет не обучающийся на дистанционке пятиклассник:

«Подорожает практически всё». Что нужно знать об инфляции и как себя вести рядовым магнитогорцам

Дьявол кроется в букве М. В данной формуле это единственная переменная, которую государство может увеличивать по своему желанию в любых количествах. Для этого даже, как правило, не нужно печатать деньги. На другие составляющие государство имеет возможность воздействовать довольно слабо. Более того, скорость обращения денег и количество сделок – величины во многом объективные и прямому регулированию не поддающиеся. Поэтому если приведенная формула верна, а она верна и признаваема во всем мире, то увеличение количества денег при неизменных Р и Q неизменно приводит к увеличению уровня цен.

Вбрасывать в обращение деньги может только государство, больше некому. Есть и иные причины, разгоняющие инфляцию и не связанные с прямой денежной эмиссией, но сути это не меняет. Поэтому причиной инфляции является увеличение государством расходов, не подкрепленных соответствующим ростом валового внутреннего продукта.

Ответ на вопрос, зачем государство это делает, не является темой данной статьи. Но, резюмируя вышеизложенное, простыми словами можно сказать: инфляция – явление рукотворное. Государство намеренно «портит» деньги, «включая» печатный станок без соответствующего роста ВВП, чтобы получить дополнительную возможность зачерпывать из народного котелка, доливая в него воду. Иногда это делается вынужденно. Войны – защита от внешней агрессии и гражданские войны, масштабные стихийные бедствия и эпидемии, долговременные социальные волнения, революции. В других случаях это государственные амбиции: войны на чужих территориях, строительство дорогостоящих и маловостребованных объектов престижа, раздутый госаппарат, прямое крысятничество, например, «мусорная реформа» – словом, все виды коррупции.

Теперь о том, что должен знать и как должен себя вести простой человек в условиях все возрастающих темпов инфляции.

1. Потери от инфляции неизбежны. В отдельных случаях возможна их некоторая минимизация. Поэтому не следует суетиться в бегстве от обесценивающихся денег. Ежедневно в СМИ появляются сообщения о том, что скоро что-то должно подорожать или уже быстро дорожает и будет дорожать дальше в силу определенных обстоятельств. Например, брендовая одежда. Это не повод покупать одежду, если до этого не собирались. Если есть свободные деньги, впрок покупайте то, что вам действительно понадобится в ближайшей или среднесрочной перспективе.

2. В выступлениях политиков и в банковской рекламе иногда звучат предложения по обеспечению доходов, компенсирующих инфляцию. Это обманки. Если бы индексации выплат и банковские проценты были бы выше или хотя бы равны реальной инфляции, то это означало бы, что человек, увязнувший в болоте, может вытащить себя из него за волосы.

3. Инфляция обусловливает рост цен на все товары и услуги. Но рост этот идет неравномерно и зачастую причудливо. Вначале дорожают продовольственные товары, потом, хотя и в разной степени, вся потребительская корзина. Затем предметы длительного пользования и бытовая недвижимость. Меньший потенциал к росту цен имеют алкоголь и платные медицинские услуги. Алкоголь вообще на первых стадиях высокой инфляции дорожает за счет повышения акцизов, то есть цена повышается государством. Дело в том, что рост цен на алкоголь (водка в отличие от вина в России значительно дешевле, чем за границей) имеет естественный противовес – самогоноварение, объемы которого, в свою очередь, зависят от роста цен на сахар. Медицинские услуги замедленно дорожают исключительно потому, что значительная часть населения все еще полагает, что медицина у нас бесплатная, и к платной обращается, разобравшись в сути дела на практике… Закупать пока еще не сильно подорожавший алкоголь советовать не берусь, а вот если есть деньги, которым грозит обесценивание, потратить их на качественное лечение или обследование советую. Эти услуги тоже непременно будут дорожать.

4. Кому следует опасаться инфляции больше всех? Всем тем, у кого уровень жизни обеспечивается трудовым доходом с размером от официального прожиточного минимума до средней заработной платы или даже несколько выше. Они не попадут в программы поддержки малоимущих, которые государство будет расширять, и тем не менее высокая инфляция приведет их на уровень физиологического выживания. То есть весь доход будет уходить на оплату еды, жилья – словом, элементарных потребностей.

5. Имеет ли смысл сейчас переводить сбережения в валюту? Имеет, но и здесь все зависит от сумм. Конвертируемые валюты и сейчас надежнее рубля. Но механизм перевода «рубль – валюта – рубль» в российской банковской системе крайне невыгоден для населения с низкими доходами. Банки берут огромные комиссионные за конвертацию, отказываются принимать наличные купюры, если они не идеально новые. Словом, сохранение сбережений с помощью валютно-финансовых инструментов – отдельный и непростой вопрос.
«Подорожает практически всё». Что нужно знать об инфляции и как себя вести рядовым магнитогорцам

6. Чем грозит инфляция еще? В сочетании с другими негативными факторами – гиперинфляцией, паническим бегством от рубля, возрождением бартера, вспышками социальных эксцессов по типу Казахстана. Но к этим рубежам Россия еще не подошла, у нас еще есть резервы и потенциал для выхода в сияющий мир процветания.

Пунктов о том, что важно знать про инфляцию, еще много, но не так много людей, которые в состоянии осилить длинный текст. Поэтому заканчиваю, причем на оптимистической ноте.

Инфляция – явление временное (долговременной она случается все же редко). Самое опасное в инфляции то, что она сильнейший психологический депрессант, даже более сильный, чем эпидемия и война. Поэтому нельзя впадать в уныние. Важно помнить, что замещается инфляция экономическим подъемом, во время которого все, что было утрачено, к нам возвращается сторицей! Если повезет, конечно…

ПодписывайтесьЧитайте нас в Telegram

Поделиться новостью

Виктор Барабанов

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также

Последние комментарии

Ошибка